Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество ВЕРНУТЬСЯ В ДИВЕЕВО

ВЕРНУТЬСЯ В ДИВЕЕВО

16 октября 2013 года

Этой ночью осень сви­репствовала с какой-то особенной яростью. Дождь лил беспрерывно, а к утру в воздухе появились и пер­вые снежинки. Автобус не ехал, он скорее крался по темному, залитому водой шоссе. Но когда рассвело и еще шел дождь, впереди показался кусочек голубо­го неба.

- Дивеево, - уверенно сказала Елена, ехавшая в это святое место уже де­сятый раз. Все остальные - три десятка человек - еха­ли в Дивеево впервые. Кто-то из них ехал в Ди­веево действительно с мо­литвой и надеждой, кто-то просто как на туристичес­кую прогулку. Я же зара­нее знал, чувствовал, что это будет что-то особен­ное, радостное.

В самом деле, когда мы въехали на террито­рию этого небольшого городка, над ним сияло солнце, а дождя словно и не было. Было прохлад­но и ветрено. Организа­торы поездки разместили нас в двух больших част­ных домах. Жители по­селка, как и всех подоб­ных мест, живут за счет туристов и паломников. Нас встретили благожела­тельно, с улыбкой.

...Возле источника Се­рафима Саровского око­ло десятка машин, авто­бусы, сотни людей. Уди­вительно красивое место - на фоне заповедного леса мостик через речку, в прозрачной воде колы­шутся длинные водорос­ли, прямо как в фильмах Тарковского. Все благоус­троено с особой тщатель­ностью - постриженные газоны и голубые ели, срубленные из золотого дерева часовня и три ку­пели. Одна для женщин, вторая для мужчин и тре­тья для священнослужи­телей. Температура возду­ха плюс четыре, такая же и воды. Она неизменна в любое время года. Захо­дишь в купель, раздева­ешься, крестишься. От ледяной воды перехваты­вает дыхание, выскакива­ешь на воздух пулей. Но затем изнутри словно на­чинает гореть пожар. Теп­ло и благостно, другого слова не подберешь. На­бираем с собой из источ­ника воды и едем дальше, в монастырь.

Экскурсия назначена на два часа дня, но нетер­пение толкает вперед уже сейчас. Умудряюсь прой­ти в монастырь не через главный вход, а сбоку, ми­новав небольшой рыночек. Товары специфичные - иконы и иконки, женс­кие сорочки для купания, сувениры с ликом Сера­фима и видами монасты­ря. Молодой мужчина с иконописным лицом пря­мо за прилавком не спе­ша расписывает самые обычные камни-окатыши сценами из жизни Сера­фима Саровского.

Монастырь поражает своими размерами и гран­диозностью построек. Ко­локольня на самом входе по высоте превышает ко­локольню Ивана Грозно­го. Соборы Святой Трои­цы и Преображенский по размерам никак не мень­ше кремлевских соборов. Чуть подальше строится Благовещенский собор. Но и это только часть монас­тыря. Грандиозная, на пол­торы тысячи мест трапез­ная, помещения для па­ломников, для монашек - десятки построек. И удиви­тельная чистота, ухожен­ность газонов, красота все­го комплекса. Невольно думаешь о том, какой во все это вложен труд. Ведь сейчас в монастыре живут чуть меньше полутысячи монашек. А до революции в нем размещались полто­ры тысячи послушниц.

Экскурсию начинаем с самой старой, непри­метной на фоне других церквей монастыря - Ка­занской церкви. Она была первым сооружени­ем монастыря, совсем небольшой церковью. Но затем многочисленные приделы увеличили пло­щадь во много раз.

Здесь располагаются мощи трех преподобных жен дивеевских Алексан­дры, Марфы и Елены и блаженных Параскевы, Пелагии и Марии, слов­но передававших эстафе­ту святости от Серафима Саровского до наших дней. Именно одна из них предсказала после­дним венценосным суп­ругам Николаю и Елене рождение долгожданного сына и печальную судьбу всего семейства. Около стен храма стоит могучая береза с ветками, словно изломанными людьми и судьбой. В 30-е годы про­шлого века все могилы святых вокруг монастыря сравняли с землей и за­катали в асфальт. Хотели выкорчевать и березу, но экскаватор не смог даже сдвинуть дерево, у ковша обломился один из зубь­ев. Он до сих пор торчит из-под корней дерева. Именно по этой березе снова были открыты мо­гилы святых. А еще на стволе дерева проявился нарост в виде морды мед­ведя. Это удивительно, ведь один из эпизодов жизни Серафима Саровс­кого связан именно с тем, что святой старец в от­шельничестве делился половиной своего скудно­го пропитания с диким медведем.

Экскурсовод рассказы­вает об истории монасты­ря, о строительстве хра­мов. Но самый почитае­мый объект в монастыре не выстроен, он выкопан. Это Канавка Пресвятой Богородицы. Почему Сера­фим Саровский для защи­ты от темных сил велел создать не забор, а имен­но выкопать канавку - провидение Богородицы. Трудно объяснить то, что нужно видеть. Мы идем по мощенному плиткой тро­туару вдоль глубокого и уз­кого рва. И то, по чему мы идем, - это вал, земля, вы­нутая из канавки. А копа­ли ее по совету святого старца самые святые и на­божные монахини, с благоговениями и молитвами. Это место - единственное в мире, куда каждый день приходит Богородица. Пре­подобный Серафим Са­ровский завещал нам, ми­рянам, свое правило: «...Кто Канавку с молит­вой пройдет, да полторас­та Богородиц прочтет, тому все тут, и Афон, и Иерусалим, и Киев!». Проходя вдоль Канавки Богородицы, необходимо сто пятьдесят раз прочи­тать молитву Богородице «Богородице, Дево, радуй­ся.», и сбудется то, о чем вы попросите. Люди шли рядом со мной, повторяя и повторяя молитву, и эта общность чувств связыва­ла всех в какое-то особен­ное братство.

Ты словно попадаешь в какой-то другой мир. Дивеево - это то место, куда хочется вернуться, чтобы снова прикоснуть­ся к святости и ощутить покой и мир в своей душе.

                                     

Евгений САРТИНОВ.

Фото автора. 

Комментарии (0)