Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество "В ЛЮБОЙ ШКОЛЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ОДНА НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - УЧЕНИК"

"В ЛЮБОЙ ШКОЛЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ОДНА НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - УЧЕНИК"

12 декабря 2014 года
"В ЛЮБОЙ ШКОЛЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ОДНА НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - УЧЕНИК"

Марина ЗАЛАПИНА, директор школы № 8, депутат Думы городского округа Чапаевск: «В любой школе должна быть одна национальность - ученик»


Как человек приходит к гармонии с самим собой и с окружающим миром? Кто-то меняет профессии, места жительства. Другой - сидит, ничего не делая и, так сказать, ждет подарка от судьбы. Марина Юрьевна не относится ни к той, ни к другой категории людей. Человек деловой, волевой, самодостаточный, она просто делает свое дело, понимая его важность.
Все знают, что восьмая школа - самая многонациональная. Школа, в которой уживаются дети разных вероисповеданий, школа, которая предоставляет различные формы обучения для получения образования, гарантированного государством, - дневное (очное) и вечернее обучение. А еще негласно знают, что если ученик не задерживается ни в одной школе города, то ему порекомендуют обучение в восьмой школе.
   
- Марина Юрьевна, как Вам удается справляться с такой армией детей разного уровня развития и разных национальностей, семейного менталитета? В этом году исполнилось 20 лет, как Вас назначили директором этой сложной школы, и за все это время не было ни одного из ряда вон выходящего случая, о котором говорил бы весь город.
- Пусть их не будет совсем. То, что школа продолжает выполнять свою функцию, - это не только моя личная заслуга, заслуга всего педагогического коллектива. Кстати, педагогический коллектив у нас тоже многонациональный. Большинство учителей работают в этой школе более 15 лет, и они знают, как общаться с нашими воспитанниками и их родителями, понимая, что здесь своя специфика - учатся в основном дети из многодетных или малообеспеченных семей. Как правило, такие дети не выполняют домашнее задание, и поэтому педагоги сидят с ними после уроков, то есть занимаются с каждым индивидуально. Раньше четырех-пяти часов из школы никто не уходит, тем более федеральные государственные стандарты предполагают работу и во внеурочное время - различные занятия, кружки, мероприятия. Воспитание в духе солидарности имеет большое значение для ребят в нашей школе, учит их дружить независимо от национальной принадлежности, спасает от межэтнических конфликтов. Сейчас из Самары, Новокуйбышевска во Владимирский поселок переезжает много неблагополучных семей. Жалко таких детей. Но мы стараемся всеми силами дать им образование. 

- Удовлетворение от работы, которую делаешь, тем более с полной самоотдачей, приносит и внутреннюю убежденность, что это твое дело. Насколько я понимаю, Вы никогда ни на минуту не сомневались, что выбрали эту профессию.
- Вы знаете, я ведь и сама росла во Владимирском поселке и училась в этой в школе, но она тогда была седьмой. Мои родители - коренные жители Чапаевска. Но тогда это был другой Владимирский поселок, где было две школы, в каждой было много детей, классов и параллелей. Как я решила пойти в педагогический, да еще на математический факультет? Все, как всегда, просто: математику у нас преподавал Борис Викторович Белугин, молодой педагог, только окончивший институт, и мы все были просто влюблены в него и в его предмет, к тому же, он был у нас и классным руководителем. Потом нашим классным руководителем стал учитель физики Николай Николаевич Метальников, не менее увлеченный своим делом человек. В какие походы мы с ним ходили! В общем, весь наш выпуск пошел в педагогический: кто - в институт, кто - в училище, а я - в Мордовский государственный университет. 

- Видно, что Вы человек, который не равнодушен к проблемам Владимирского поселка, и не случайно его жители избрали Вас депутатом Думы городского округа Чапаевск. Для директора школы, наверное, это большая нагрузка?
- Скажу только, что школа и поселок для меня понятия неотделимые. Родители сегодняшних учеников - это в большинстве своем наши ученики. Они все равно идут ко мне с просьбами оказать помощь в освещении улиц, по которым дети идут в школу, помочь добиться, чтобы в поселке сделали хоть одну спортивную площадку, за дополнительной информацией. В поселке много заброшенных, заросших домов, которые потом превращаются в несанкционированные свалки. Это серьезная проблема для нас и для города. И мы хотим привлечь к ней внимание властей. Но много и положительных тенденций - сделан к 100-летию школы капитальный ремонт здания. Обустраивается и облагораживается поселок, значит, и жизнь людей в нем будет меняться в лучшую сторону. Я в это верю.

- Жизнь Вас научила выстраивать отношения со всеми людьми. А можете Вы составить представление о человеке, если видите его первый раз?
- По этому поводу я даже сама себе иногда устраивала экзамены. Скажу, что, когда работаешь с людьми, главное - научиться их слушать и слышать. Как-то влетает в кабинет недовольный родитель, кричит, что только можно кричать в таких случаях, что будет жаловаться на то, что его ребенка учительница оскорбила и чуть ли не побила. Дала ему высказаться, потом спокойно все разобрали, побеседовали с учеником и с учителем, и конфликт был исчерпан. Когда я два года училась на психолога, очень интересные тренинги проводил наш преподаватель, опыт и знания которого использую по сей день. Скажу только одно: в каждом человеке есть что-то хорошее.

- Машину Вы водите так же уверенно, как руководите школой?
- Права у меня с 18 лет. Постоянно вожу машину последние 10 лет. Теперь уже и не представляю своей жизни без нее. Иногда смеюсь над собой: почему же раньше этого не сделала.

- Нередко можно услышать, что учитель - это не профессия, это образ жизни. Вы согласны с этим?
- Полностью. К директорам школ это тоже относится. Все разговоры только о работе - 24 часа в сутки. Но у меня есть любимое занятие - вышивание. Вышиваю и нитками, и бисером. Выполнено уже много картин разных направлений, в том числе и икон. Думаете, голова у меня отдыхает, когда я вышиваю? Ничего подобного! Руки работают, а голова думает: завтра у меня то-то, не забыть поговорить с тем-то, как сделать, чтобы… и т. д. Хотя весь завтрашний день в дневнике уже прописан. И искоренить это из себя уже невозможно.

- Ваши дочь и сын взрослые, живут своими семьями. Вы дали им образование, в основном, наверное, спокойны за них. А время для единственной внучки находите?
- Как ни странно, дети хотят иметь каждый свой дом. Не квартиру, а именно дом. Ученые отмечают, что такая тенденция сейчас у молодежи наблюдается. Я считаю, что это здорово. А внучка - моя отрада. Пошла в первый класс. Мы долго выбирали ей имя, когда она родилась. Назвали Риммой. И сейчас видим, что имя ей соответствует, а может быть, наоборот - имя формирует характер. Уже видно, что это очень целеустремленный человечек. Родители ее развивают, водят на секции, в кружки. И я, конечно, помогаю, как могу. Для меня не важно, кем она будет, главное, чтобы сохранился в ее глазах тот огонек, который я сейчас у нее вижу.

- Спасибо Вам, Марина Юрьевна, за интересный разговор. Ваши мысли, возможно, помогут кому-то по-другому взглянуть на собственную жизнь.

Беседовала 
Людмила Дешевых.

 

Комментарии (0)