Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ И АСОЦИАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ

СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ И АСОЦИАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ

4 декабря 2013 года

Причины известны, но изменить ситуацию трудно

- Леонид Николаевич! Знаем, что Ваше учреж­дение часто посещают все­возможные комиссии. Не­давно побывал полномоч­ный представитель прези­дента в Приволжском фе­деральном округе и дал высокую оценку деятель­ности коллектива, а Вам вручил Благодарственное письмо за многолетний добросовестный труд в сфере образования, высо­кое профессиональное педа­гогическое мастерство, затем представители Уполномоченного по пра­вам человека Астахова тщательно обследовали все моменты в деятель­ности учреждения и отме­тили их как положитель­ные. А дети бегут, и не только из Вашего учреж­дения, но и из всех подоб­ных.

- Вы знаете, каких де­тей нередко привозят к нам, кстати, со всей об­ласти? Они пьют, курят, не знают, что такое чис­тые простыни, чистая одежда, много бродяжни­чали, попрошайничали, на некоторых были заве­дены уголовные дела. По большому счету они и не виноваты, что ока­зались в такой социаль­ной среде. Другие и шко­лу не посещали, приходи­лось 15 - 16-летних под­ростков сажать во второй класс. И за два года мы должны их перевоспи­тать, внушить им другие ценности. Как вы думае­те, это реально? Причи­ны самовольных уходов детей из интерната, соб­ственно говоря, лежат на поверхности. О них я, выступая, говорю на всех круглых столах, которых немало проводится и в нашем учреждении, и в городе, и в области. Мы их условно делим на объективные и субъектив­ные. В первой группе - желание встретиться с родителями и родствен­никами, но тут возника­ют трудности, с которы­ми сталкиваются род­ственники при оформле­нии документов на вре­менное проживание в вы­ходные и каникулярные дни. Мы видим и такую причину: воспитанники устают от режима шко­лы, трудовых поручений - для них это непривыч­но. А для ребенка любо­го возраста мама есть мама. Иногда в нашем учреждении бывают и та­кие сцены: подрались мальчишки. Спрашиваю: «Ты зачем его ударил?». «А зачем он про мою маму сказал, что она пья­ница?» - в ответ.

Психологи утвержда­ют, что бродяжничество - это болезнь. Синдром ухо­дов или побегов, что, соб­ственно говоря, одно и то же, появляется у детей в результате того, что нару­шен процесс саморегуля­ции поведения, не конт­ролируются ими психо-эмоциональные вспышки и так далее. Были случаи, да и есть до сих пор, когда дети, уходя из интерната, попрошайничают, чаще всего около церкви. Вып­рашивают именно деньги. Попробуйте положить им пирожок, он полетит вам вдогонку. А деньги им нужны для того, чтобы покупать сигареты, спирт­ные напитки, платить за телефон, хотя ежемесяч­но им выдается 150 руб­лей личных денег. Пенсия каждому из них перечис­ляется на личный счет в банк. К 18-летию накап­ливается около 400 тысяч рублей, которые они и получают. Жаль, что не­которые их за три дня пропивают...

Еще одной причиной мы считаем безнаказан­ность детей за самоволь­ные уходы. По закону не предусмотрено никакого наказания за это. Даже не ставят их на учет в ин­спекции по делам несо­вершеннолетних. И, дол­жен сказать, в последние несколько лет в учрежде­ние поступают все более сложные дети. Алексей прибыл к нам из Орен­бурга, мама у него в тюрь­ме. Подаем на него в ро­зыск. Ирина из Алексеевки, мама ее тоже в тюрь­ме, 3 - 4 раза убегала в свое село, у нее там дом.

Вот с какой характерис­тикой прибыл к нам из социально-реабилитаци­онного центра «Радуга» Константин: «.лжив, склонен к бродяжниче­ству и совершению про­тивоправных деяний.». В настоящее время нахо­дится в СИЗО в Самаре, обвиняется в нескольких кражах. Савва 6 раз само­вольно покидал наше уч­реждение, занимался бро­дяжничеством и попро­шайничеством с матерью-цыганкой. И таких примеров могу привести много.

Найти и вернуть!

- Как же Вы находите беглецов? Удается их вер­нуть назад?

- Ответственность не­сет педагог, у которого сбежал ребенок, причем материальную, если он вовремя не подал заявле­ние в полицию на розыск и так далее. На место воз­можного нахождения вос­питанника сотрудники школы-интерната выез­жают рано утром. Приез­жают, а в таких домах, как правило, находятся посторонние лица в не­трезвом состоянии, не пускают в дом, прячут воспитанников. Сотруд­ники отдела МВД, кото­рые принимают участие в выездах, говорят, что не имеют права заходить в помещение, а воспитате­ли в основном женщи­ны. Тем не менее, удает­ся беглецов вернуть в ин­тернат, но нет никакой гарантии, что побег не повторится.

- Вы в начале нашего разговора сказали, что есть и субъективные причины самовольных уходов воспи­танников интерната, то есть имеются недостат­ки в педагогической дея­тельности коллектива?

- Вижу неслаженность действий педагогического состава: один воспитатель всегда отпускал, другой - нет, в результате - уход. Или отпустил погулять под честное слово одно­го воспитанника, ушли двое. Думаю, что незаня­тость детей в свободное время тоже может быть причиной. Будем пере­сматривать планирование своей деятельности. Есть еще одна причина - это незнание педагогами, вос­питателями: откуда дети, где их корни, каковы привычки, увлечения. Может, это и наивно, но мы даже устраивали со­трудникам своего рода экзамены, задавая им вот эти самые вопросы. Из всего сказанного можно понять, что работать в нашем учреждении очень трудно. Раньше у педаго­гов и воспитателей была определенная надбавка к зарплате, сейчас ее сня­ли, и оплата труда как и во всех обычных школах. Отсюда и кадровые труд­ности. Влияет, конечно, и удаленность от города: возникают транспортные проблемы.

Тем не менее мы пы­таемся своими силами ре­шать проблему самоволь­ных уходов воспитанников. Будем обучать кадры с при­влечением института кор­рекционной педагогики индивидуальной работе с детьми. Хотя у нас в шта­те есть и свои специалис­ты - психологи, логопеды, социальные педагоги. Бу­дем продолжать, расши­рять и углублять работу по трудовому воспитанию. Я очень жалею, что в связи с тем, что мы стали казен­ным учреждением, нам запретили содержать ко­ровник, пекарню, строи­тельную и деревообделоч­ную мастерские, свинар­ник. В этом хозяйстве дети за свой труд получали деньги и с удовольствием трудились.

В одной лодке?

- Насколько известно, у Вас есть хорошие по­мощники в лице сотрудни­ков отдела внутренних дел. Такая практика суще­ствует не одно десятиле­тие, тем более она закреп­лена законодательством и соответствующими ин­струкциями.

- Ежегодно составля­ется план совместной ра­боты с подразделениями по делам несовершенно­летних отдела МВД Рос­сии по г. Чапаевску. За ин­тернатом закреплен инс­пектор по делам несовер­шеннолетних. Правда, за последние пять лет у нас сменилось пять инспекто­ров, в основном это жен­щины. Они проводят про­филактическую работу с воспитанниками, совер­шающими самовольные уходы. Должны бывать здесь три дня в неделю, но у них не всегда это полу­чается, большая загру­женность другой работой. Их тоже можно понять, кадров в полиции не хва­тает. Новый начальник отдела подполковник по­лиции Дмитрий Алексан­дрович Вашуркин приез­жал к нам, мы с ним об­говорили моменты даль­нейшего сотрудничества. Много лет существует практика шефства офице­ров полиции над трудны­ми подростками, но, к со­жалению, только на бума­ге. Мы понимаем, что у них много своей работы, и, собственно говоря, не в претензии. Нами ведет­ся работа по привлече­нию специалистов и из других межведомственных структур для работы с трудновоспитуемыми - разыскным отделом, ко­миссией по делам несо­вершеннолетних, проку­ратурой и так далее.

- Сколько создано структур по работе с та­кими детьми, рабочих мест для чиновников, ко­торые отчитываются, сколько они провели бесед с трудными подростками, профилактических меро­приятий... А воз, как гово­рится, и ныне там - из­ломанные судьбы детей, попавших в трудную жиз­ненную ситуацию. Мо­жет, выход в создании приемных семей? Каким хорошим детское учреж­дение ни будет, семью ре­бенку оно все равно не за­менит.

- Не вам говорить, что в любом деле все зависит от человека, особенно это важно, когда люди бе­рут на себя ответствен­ность взять в семью при­емного ребенка из наше­го учреждения. Государ­ство сейчас хорошо мате­риально поддерживает приемных родителей. А их мотивы, побудившие к та­кому поступку, сразу и не определишь. Скажу толь­ко, что 30% приемных ро­дителей возвращают детей назад. Или дети сами убе­гают из приемных семей. 15-летний Слава убежал от приемных родителей, потом они и сами отказа­лись от него. 16-летняя Патимат тоже побывала в приемной семье. Как правило, такие отказники становятся еще более обозленными на жизнь и начинают постоянно убе­гать из интерната. Хотя у нас ведется видеонаблю­дение. Дежурят ночью три няни-женщины и четвер­тый мужчина. Есть дети, у которых клептомания и бродяжничество как бо­лезнь. Они просто не мо­гут не убегать. Один ребе­нок в месяц совершил 15 краж, залез в супермарке­те даже в сейф, потом во­шел в доверие к священ­нику и у него что-то ута­щил. Я все это рассказы­ваю для того, чтобы еще раз показать, как излома­на судьбой ли, обстоя­тельствами ли, собствен­ными или приемными родителями психика этих дети и как тонко с ними надо работать, чтобы не углубить их раны. Мы все­гда радуемся, когда у на­ших выпускников все складывается хорошо - следим за их дальнейшей судьбой, помогаем, если возникает такая необходи­мость. Многие из них при­езжают, приходят, и не только на вечера-встречи с выпускниками, а и про­сто так, чтобы встретить­ся с любимым воспитате­лем, попросить совета, открыть душу. А кто-то признается, что, мол, вы были моей семьей. Недав­но мы открыли в интер­нате православную ком­нату, и я заметил, что дети со своими проблема­ми охотно идут к батюш­ке. Внимательно изучая своих воспитанников, пы­таемся понять их интере­сы, стараемся лишний раз похвалить, чем поругать. Но обстоятельства быва­ют сильнее нас.

 

 

Подготовила к печати

Людмила ДЕШЕВЫХ. 

Комментарии (0)