Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество СКРИПАЧКА

СКРИПАЧКА

18 июля 2014 года
СКРИПАЧКА

Самый совершенный инструмент для любого композитора - это симфонический оркестр. Он может изобразить все - и гром среди ясного неба, и трепетность первого чувства, и буйство красок матушки-природы. Его основа - группа струнно-смычковых инструментов во главе с царицей-скрипкой.


В нынешний Год культуры наши национальные оркестры ведут огромную концертную и просветительскую работу, и мы гордимся великими дирижерами-современниками: Михаилом Плетневым, Валерием  Гергиевым, Владимиром Спиваковым. Их имена  знает весь мир наравне с Ози Осберном, Леонидом Берстайном, Леопольдом Стоковским.

Быть рядовым оркестрантом, особенно скрипачом, очень трудно. Надо в совершенстве владеть инструментом, выдерживать ежедневные пятичасовые репетиции, без  права опоздать, заболеть, не выучить сложнейшую партию, капризничать во время переездов и перелетов на гастроли. Нужно беречь руки и инструмент, быть коммуникативным, работать на результат и всегда, понимаете, всегда держать себя в тонусе, подобно солистам балета.

В нашем городе живет удивительный человек, скрипачка Надежда Галимова, которую по праву можно назвать носительницей целого пласта оркестровой культуры. Многие жители знают ее как солистку в сборных концертах и выступлениях с народным коллективом вокальным ансамблем «Эдельвейс». Ее творческие возможности весьма высоки, и она постоянно включает в свой репертуар не только популярные произведения, но и такие масштабные, как «Соната» Шумана ля минор, «Граве» Бенда, сонаты для скрипки и фортепьяно Баха, Моцарта, Брамса, скрипичные концерты Грига, Чайковского, Венявского и др.

Ее творческая биография началась в Ташкенте, где после скрипичного класса школы искусств она поступила в музыкальное училище имени Хамзы, известного композитора, поэта и драматурга. По окончании училища Надежда работала более девяти лет в национальном оркестре Ташкентской филармонии, где  дирижировал мэтр Захид Хакназаров, довольно известный музыкант Советского Союза. 

Характер у него был жестким, как у восточного бая - требовательный, беспощадный к любому промаху музыканта. Несмотря на это, Надежда тепло вспоминает те годы - в какой красоте купалась! «Я не искала профессию, - утверждает Надежда. - Она жила внутри меня до какого-то времени». И были сыграны все концерты Рахманинова, все симфонии Бетховена, Чайковского, Шостаковича, партитуры опер Верди, Моцарта, Россини.

Работая в оркестре, Надежда исполняла музыку узбекских авторов, симфоническую музыку западных композиторов, в том числе и «Голубую рапсодию» Гершвина.

Быть созидателем, а не потребителем музыкального искусства Надежда считает своим счастьем. В нашем городе у нее много учеников, она участвует во внутришкольных и городских концертах, благотворительных акциях. Еще свежи впечатления от ее игры в педколледже и редакции газеты «Чапаев-ский рабочий» - она поистине безотказна.

Почти два года играла Надежда в оркестре Самарской филармонии под управлением Михаила Щербакова. Оркестр - это большое братство, он выбраковывает сомнительные личности и оставляет преданных и верных. Чтобы стать хорошим скрипачом, надо слиться с инструментом, стать единым организмом. И это не мои слова, их впервые озвучил американский писатель Рэй Брэдбери.

Я спросила Надежду, что больше всего ее пугает в учениках. «Привычка считать жизнь одним сплошным удовольствием», - не задумываясь ответила она. «Жизнь - это труд и дисциплина, и это надо понять как можно раньше», - добавила она.

А я точно знаю, что из музыкальной школы Надежда уходит последней, потому что после уроков она еще два-три часа занимается сама. Так нужно, чтобы пальцы всегда были послушными, а скрипка - родной.
   
Людмила СУХАРЕВА.
Фото Людмилы ДЕШЕВЫХ.
Комментарии (0)