Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество РАБОТАТЬ НЕ В УЩЕРБ УЧЕБЕ – РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ?!

РАБОТАТЬ НЕ В УЩЕРБ УЧЕБЕ – РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ?!

1 марта 2013 года

Что же мне, разорваться, что ли?!

Представьте ситуа­цию: студент усердно учится, постигает азы профессии, оканчивает вуз с красным дипломом, идет устраиваться на ра­боту... А его не берут. Ра­ботодатель хочет, чтобы у соискателя был опыт работы не менее 6 меся­цев. А еще лучше 2 года. Но откуда их взять, если даже преддипломная практика у студента днев­ного отделения длится не более 4 месяцев?

Или вот вам другая си­туация - студент доволь­но неплохо учится на дневном отделении. И вдруг устраивается на ра­боту в надежде совмес­тить труд с учебой, на­браться опыта, да еще и деньжат подзаработать. Но как только он начал работать - стал пропус­кать занятия, и оценки в зачетке стали на порядок хуже. Тут недалеко и до первой пересдачи. А где одна пересдача, там и. Ну, не будем о плохом. Ситуация, думаю, и так понятна.

Вот и получается, что студенту приходится вы­бирать - учеба или рабо­та. И у каждого на этот счет свое мнение.

Полина, 20: «Считаю, если взялся за какое-нибудь дело - нужно делать его полностью, не распыляясь на другие. Сейчас главное дело моей жизни - это уче­ба. Поэтому я не хочу от нее отвлекаться. Некото­рые мои однокурсники ра­ботают, но стоило им ус­троиться на работу - они стали хуже сдавать экза­мены. А у меня в зачетной книжке по всем дисципли­нам только «отлично». Кроме того, я успеваю обу­чаться дополнительной специальности - «перевод­чик в сфере профессиональ­ных коммуникаций». Уве­рена, что с красным дип­ломом работу найти мне будет проще. А что опыта работы нет - не беда. Тем более что многие западные компании сегодня хотят именно молодых специали­стов без опыта работы, чтобы его потом не при­шлось переучивать».

Екатерина, 18: «Учусь на втором курсе. Подраба­тываю промоутером. День­ги, конечно, небольшие, но они дают возможность не­много побаловать себя по­ходами в кино и кафе. Ра­боту не брошу, наоборот, думаю найти еще одно ме­сто - с большей занятос­тью и соответственно с большей зарплатой. А уче­ба? Не хочу, чтобы самая веселая пора моей жизни прошла за зубрежкой и конспектами».

Ангелина, 21: «Для меня главное - это учиться. Ро­дители сказали: «Пока учишься, мы тебя полнос­тью будем обеспечивать. Успеешь еще наработать­ся». Я пыталась было на­рушить их наказ, устрои­лась на полставки. Нача­лись пропуски лекций в университете, проблемы с учебой и даже пересдачи, с которыми я раньше во­обще никогда не сталкива­лась. Поэтому я приняла решение бросить работу. Результат - последнюю сессию сдала на «хорошо» и «отлично».

Евгений, 21: «Учусь на юриста, по специальности найти работу непросто. Испытал это на себе. Один работодатель непре­менно требует опыт рабо­ты, другой - не отпускает на занятия... А из-за слож­ной ситуации в семье день­ги очень нужны. Поэтому сейчас работаю в мага­зине бытовой техники - и деньги, хоть и небольшие, есть, и сессии сдаю в срок. Хотя и не на те оценки, на которые хотелось бы».

Магазины, кафе и ре­стораны с удовольствием берут сегодня на работу молодых сотрудников- студентов и даже предос­тавляют им ученический отпуск на время сессии. Но существенный плюс у такой работы только один, а именно возмож­ность подзаработать. Учась, скажем, на физи­ка или химика, вам вряд ли пригодится опыт про­давца мороженого в даль­нейшем.

 

А выход есть!

Так что же делать? Выход, как мне кажется, все же есть. Особенно, если ты - студент старше­го курса. Конечно, день­ги, а лучше влиятельные знакомые «делают пого­ду» для любого, кто с ними в ладах. Но боль­шинство студентов, по моим наблюдениям, все же остается или пытает­ся закрепиться на месте прохождения практики, куда был направлен уни­верситетом. Правда, и тут как в лотерее - кому-то повезло, а кому-то не очень. Как вариант - ме­сто практики можно най­ти самому - на кафедре обычно одобряют такую инициативу, если выбор не противоречит твоей специальности.

Лично я после первой производственной прак­тики, которую проходил на третьем курсе, остал­ся на работе в проект­ной организации «НефтеГазПроект», г. Самара - работа как раз по моей специальности. Я прора­ботал там по договору полгода, получил боль­шой опыт. Но потом пришлось уходить, так как работы было много, причем сверхурочной, а на занятия практически не отпускали. Тогда я ре­шил искать что-то более простое, но при этом со­ответствующее моей спе­циальности - электро­снабжение промышлен­ных предприятий. И уда­ча улыбнулась мне - уже следующую практику я проходил на заводе НПЗ, г. Новокуйбышевск, в организации «МНП Электро» (монтажно-­наладочное предприя­тие), где и работаю по сей день. Здесь руковод­ство пошло мне на­встречу и предоставляет ученические отгулы.

Среди моих друзей тоже есть подобные при­меры удачного совмеще­ния учебы и работы.

Николай, 21: «Учусь на дневном обучении в СамГТУ, специальность «электрические системы и сети», работаю в «Самар­ской технической компа­нии» инженером-электриком проектировщиком. С работы отпускают на уче­бу свободно, лишь бы про­екты и документация были сданы в срок. Так что все успеваю».

Олеся, 21: «Учусь на дневном обучении в СамГУ, работаю и обучаюсь не­посредственно в ИБК РАН (г. Москва), научный со­трудник».

 

Позвольте дать совет...

Как видите, совмещать работу и учебу на дневном отделении реально. Ко­нечно, для этого нужно много сил и упорства. Но эти качества нужны, пожа­луй, в любом серьезном деле. И тем, кто хочет вез­де успеть, я хочу дать не­сколько советов:

• начиная совмещать работу и учебу, нужно по­нимать степень риска и возможность провала. Взвесьте все «за» и «про про­тив» и решите, что для вас важнее, а чем вы можете пожертвовать;

• какой бы хорошей работа ни быта - по спе­циальности она или нет - главное, чтобы она вам нравилась и вы потом не пожалели о бесценно по­терянном времени;

• «открытость откры­вает тетрадь». Поэтому ра­бота по душе, хороший коллектив, установление и поддержание деловых свя­зей откроют вам массу пер­спектив и возможностей. Не забывайте об этом!

• планируйте, пробуй­те себя в разных отраслях и профессиях, не бойтесь ошибиться - и, возможно, именно вам достанется работа вашей мечты!

• если вы окончатель­но решили для себя, что работа важнее учебы, по­думайте, может, стоит пе­рейти на заочное отделе­ние - это позволит вам и иметь стабильный зара­боток, и получать обра­зование.

Эти советы могут по­мочь определиться. Но окончательный выбор только за вами. Учиться или работать, попробовать успеть и там, и там - каж­дый решает для себя сам. Ведь от этого выбора за­висит только ваша жизнь. Я, например, знаю таких людей, которые «успеш­но» совмещают плохую учебу с неработой. И, зна­ете, они прекрасно себя чувствуют. Пока.

  

Александр ВЕЛИЧКО.

Фото Николая ПОПОВА.­ 

Комментарии (0)