Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА: ЧАСТЬ 2

ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА: ЧАСТЬ 2

11 января 2017 года
ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА: ЧАСТЬ 2

Мы с Виктором Федоровичем (Сазоновым) перед выборами открывали в Кировском районе спортивный комплекс. Он обошелся примерно в 100 миллионов рублей. Такой же спорткомплекс по размерам, только из других конструкций, два года назад был сделан в Чапаевске. В Чапаевске он был построен за 26 миллионов рублей. Когда начали разбираться, почему такая цена в Самаре, выяснилось, что большая часть затрат пришлась на сети и подключение. Но объект всего в 150 метрах от школы. Куда же тогда ушли эти бешеные деньги? Мы такие силы тратим, чтобы сделать жилье и социальные объекты дешевле и доступнее. И хотим, чтобы как можно больше людей могли бы улучшить свои жилищные условия. И как в таких случаях решать эту задачу, если до трети, а иногда до половины стоимости дома - это подключение к сетям?

Вот буквально недавно я получил письмо из Тольятти. Глава города пишет в правительство. Я проверю после этого, что правительство сделало на этот счет. Пишет Торгово-промышленная палата, что невозможно выполнить план строительства и ввода жилья в Тольятти, потому что такие суммы запросили за подключение, что ни один строитель не окупает те затраты, которые он понес на строительство жилья. И 76 тысяч квадратных метров жилья из-за этого невозможно ввести. В Автозаводском районе подключение и тарифы в пять раз выше, чем в Комсомольском, в пять раз! 498 процентов. В другом месте на 96 процентов выше, то есть двойной тариф, и так далее. Компания «Тэвис», в Автозаводском районе. Мы что не можем разобраться? Почему такое творится? В «Газпроме», который в том числе профессионально занимается этой работой с сетями, нас предупредили, что если в области какая-либо компания будет включать в тарифы инвестиционные составляющие, мы обязаны довести эту информацию до «Газпрома». «Газ-промом» принято решение без увеличения тарифов строить и окупать свои затраты за счет эффективности построенного. Это принцип «Газпрома». Почему мы в три, в четыре раза требуем увеличения тарифов, в том числе в Тольятти требует «Тэвис», для того чтобы решить задачи по поводу подключения этих домов?

Во многом из-за этого мы не попадаем в первую десятку инвестиционно привлекательных регионов по методике АСИ. В методику расчета рейтинга входит скорость выдачи разрешения на строительство, входит цена подключения, цена тарифа и все, что влияет на создание условий для бизнеса. Эти два показателя там ключевые. И мы по этим показателям почти на последнем месте в стране и в ПФО.

И мы никак в число регионов-лидеров не попадаем. А там в этом году будет делиться 30 млрд руб. на 10 - 15 регионов страны! Если по «Стимулу» я сказал, мы миллиард семьсот уже получили, то по инвестиционной привлекательности могли бы получить и три миллиарда, а может, три с половиной миллиарда за счет того, что мы очень активно крутим маховик развития.

Но мы не получаем, а получают в карман другие. Мы примерно прикинули. Получают в карман они в пять раз меньше, чем теряет в итоге область. То же самое было по земле у нефтяников и газовиков. Мы тогда тоже посчитали. Наши частники, которые выставляли бешеные счета там, где надо бурить землю на разведку или добычу, они запрашивали там цену в десять раз больше. Мы посчитали, что это примерно 400 - 450 млн руб. в год люди, организации, фермеры должны были получить за счет этих спекулятивных ставок на землю. Но когда мы навели порядок с землей, они большую часть этой суммы, понятно, потеряли. Но область получила более пяти миллиардов выгоды. В десять раз больше! Теперь там же строятся дороги, благоустраивается территория, строятся спорткомплексы, ремонтируются школы и так далее, и так далее.

 Мы с Леонидом Яковлевичем Симановским говорили две недели назад. Он сказал: «Николай Иванович, задача номер один в этом году - попасть в десятку рейтинга АСИ. Тогда мы можем 2,5 - 3 млрд, а может, и больше получить денег из фонда стимулирования регионов и компенсировать те потери, которые мы будем иметь в следующем году из-за изменения федерального законодательства».

Но если у нас такая ситуация с подключениями и тарифами останется, мы ничего иметь не будем. Правительству в течение месяца представить конкретную продуманную Программу, проработанную на всех уровнях, в том числе с монополистами, на утверждение мне. И сделать так, чтобы раз и навсегда эта проблема была решена.

В уходящем году строительство и ремонт дорог в той или иной степени затронули более половины крупных дорог Самары, Тольятти, примерно так же и Сызрани. Созданы хорошие заделы на предстоящие 10 - 15 лет.

В Самаре задан важнейший тренд, когда строительство и реконструкция дороги формирует среду, включающую в себя фасады зданий, качественные тротуары, места отдыха. В 2017 году мы должны нарастить объемы и темпы строительства, ремонта дорог. И особенно повысить их качество, потому что, что касается качества, я пока не могу сказать, что мы добились того уровня, который сегодня необходим. Пивкин И. И. знает, что и в этом году мы все дороги не примем. И за часть дорог мы деньги не оплатим, пока дороги не будут делаться по всем технологиям. Чтобы дорога служила людям долго!

Есть примеры, когда делают дорогу, колодцы не выравнивают, бетон немного не тот, через три месяца колодец или рухнул, или деформировался. В итоге дороги нет. Депутаты городские недавно смотрели прессованный бордюрный камень, и этот камень уже пластами вываливается. Понятно, что это сделано абсолютно не по технологии. Понятно, что, когда его делали, он обошелся в пять раз дешевле, а продали его дорожнику в пять раз дороже. Он его положил, а через год он развалился. Я прошу по этим фактам Пивкина И. И., Фурсова О. Б. представить мне записку, буквально ближайшие 2 - 3 дня: мы должны знать, кто этот подрядчик, и будет ли он дальше работать.

Самарская область стала единственным регионом, где в таком объеме используются средства системы «Платон» - более 650 млн рублей. Мы стали пилотным регионом новой федеральной госпрограммы «Безопасные и качественные дороги», первые 1,8 млрд рублей мы ожидаем по этой программе.

Мы начали строить современные развязки. Многоуровневое движение должно стать устойчивым трендом предстоящего десятилетия. При их проектировании нам надо исходить из того, чтобы было удобно людям. И научиться надо их делать быстрее и качественнее. Мы знаем, сколько сегодня мы имеем нареканий людей. Надо научиться делать быстро, потому что дорожникам приходится самим, в том числе, делать эти развязки. Здесь должны работать специализированные организации, которые очень быстро и качественно способны выполнять эти работы.

Что касается общих строек, Олег Борисович, я Вам говорил по поводу уплотненности, потому что это мешает в том числе многоуровневым развязкам, которые мы планировали. Мы не можем по-настоящему эту работу начать, потому что у нас хаотично застроили много вещей. Их не обойдешь, потому что для любой развязки нужен простор. Срочно примите решение. По прежней работе мы это сделали почти 20 лет назад - изменили советские нормативы. На одного человека увеличили норматив земельной площади на 25 процентов. Может, в Самаре надо не на 25 процентов с учетом высотности строек, может, в два раза увеличить. И этот норматив никто уже не может преодолеть. Потому что мы снова, если настроим с такой плотностью высотки, пройдет 10 - 15 лет, нас всех будут проклинать. Что у нас нет земли? Что у нас нет возможностей? Лучше строить те же развязки, иметь транспорт, который может с любой точки за 10, 12 - 15 минут человека перебросить в центр города. Это лучше, чем разрешать плотную застройку, когда жители будут из-за пробки выезжать со двора 15 - 20 минут. Тоже хочу сказать, по этому вопросу было поручение - проверим.

Возведены первые пролеты Фрунзенского моста. Надо вписать этот мост с выходами на центральные улицы и облагородить эту часть города для людей, потому что проект в этой части до конца не был продуман. Сейчас сами же строители предлагают варианты, чтобы с моста выходить не на две улицы, а на пять улиц. Выходить тоже за счет многоуровневых развязок, чтобы эта часть города не страдала. И нам надо обязательно это сделать. Нужен еще один мост через реку Сок в Красноглинском районе, нужна дорога, с бессветофорным движением, соединяющая все мосты вдоль реки Самара. Мы можем очень сильно разгрузить город, если мы соединим вдоль Самары все мосты сплошной трассой, которая в некой мере будет продолжением Заводского шоссе.

 Заводское шоссе мы в этом году начали делать, на будущий год продолжим. Тоже хочу сказать, чтобы город, руководство города вместе с Минтрансом по этому шоссе работали заодно. В стране изменилось законодательство для того, чтобы взаимодействие уровней власти было абсолютно иным. У нас в Самаре до сих пор многие, работающие там долгие годы, считают, как они работали раньше самостийно - что хочу, то и делаю, так эта психология и осталась. Если так будет, мы можем в любой момент любое кадровое решение принять.

Нас в Правительстве России поддержали по строительству магистрали Центральная. И. И. Пивкин - это ваш вопрос. Надо очень активно сейчас продолжить работу, и в этом году проектирование завершить окончательно и начать строительство. Потому что эта магистраль имеет особое значение. И надо ее сделать потом с выходом на Самарское Заречье и к Фрунзенскому мосту, чтобы мы добавили мобильности жителям Самарской области, создали условия для использования любого вида транспорта.

Мы не сможем иметь хорошие дороги, если не будет всеобъемлющей продуманной системы автоматического весового контроля. Мы эту задачу ставили, и мы ее в этом году не решили. Александр Петрович, разберитесь и доложите, почему. Потому что без весового контроля мы можем сколько угодно сделать хороших дорог, но если на федеральных дорогах будут ограничения нагрузки, то большегрузы поедут по региональным и муниципальным дорогам, и это через 2 - 3 месяца приведет к разрушению дороги. И мы в этом году эту задачу по весовому контролю должны решить.

Мы в ходе строительства дорог в Самаре переложили коммуникаций почти на 3 миллиарда рублей. То есть на дорожное строительство, на деньги дорожные легла дополнительная нагрузка на три миллиарда рублей. Это огромные деньги. Нам надо здесь разобраться. Нельзя так поступать, что все частные сети делать за счет государства. Если частник 5 - 10 лет назад переложил коммуникации, то да, давайте это учтем. Но если он советские сети купил и ничего не сделал, и они 70 - 80 лет лежат? Почему мы за счет государства должны частнику эти сети делать? И тоже будут поручения, я прошу до конца января здесь и объяснения, и предложения, с кого и как мы будем возвращать вложенные в сети деньги.

Сетевым компаниям надо в ускоренном режиме обновлять сети. И мы не можем уродовать дороги. У нас только в этом году в Самаре 454 аварийных вскрытия асфальтовых дорог. 120 вскрытий в Тольятти. Мы не можем так работать в преддверии Чемпионата мира, когда порывами и утонувшими в кипятке машинами даем повод нашим оппонентам показывать такое лицо нашей области и страны. Поэтому летом этого года мы должны практически везде на основных направлениях здесь разобраться и вместе с собственниками привести все в порядок.

В соответствии с мировыми стандартами в Самаре надо привести в порядок трамвайные пути и межрельсовое полотно. Скоро придет новая партия трамваев - это будут лучшие в стране трамваи, и они тестовую работу начнут именно в Самаре.

Мы одни из лидеров в стране по закупке автобусов и техники на газомоторном топливе. Не считая Татарстана, потому что Татарстан тут обошел всех на порядок. И в следующем году надо наращивать эти закупки. В наступающем году предстоит начать строить новый автовокзал. Фурсову О. Б.: наведите порядок на городских автобусных линиях. Мы не можем выпускать старый и часто аварийный транспорт, когда новые муниципальные автобусы недозагружены.

Нам надо начинать обновлять и ремонтировать подвижной состав Самарского метро. Завершить проектирование канатной дороги до Южного города и начать ее строительство. Что касается метро, подвижного состава, там есть записка на мое имя. 38 лет не покупалось ни одного нового вагона. Конечно, надо посмотреть, там огромные суммы, что мы можем сделать и какой процент подвижного состава мы можем поменять до Чемпионата мира.

Надо начать строительство нового речного вокзала, облик и содержание которого должны воплотить самые современные решения.

В сфере перевозок мы должны сделать Самару привлекательной для максимального количества транспортных потоков и для развития туризма.

 

Развитие агропромышленного комплекса

 

В уходящем году получен рекордный за последние 20 лет урожай зерна - 2,2 млн тонн. Я уже вначале об этом говорил. Собран крупнейший за всю историю области урожай подсолнечника - почти 750 тысяч тонн, достигнут трехкратный рост урожая кукурузы на зерно. Притом что мы кукурузой на зерно раньше практически не занимались, в этом году впервые по-настоящему занялись, и получили трехкратный рост объемов и значительный рост урожайности. Получен хороший урожай сои.

Более 500 тысяч гектаров земель за последние 4 года мы вернули в оборот. Парк тракторов и комбайнов обновлен почти на четверть. Если брать по мощности, то парк комбайнов и тракторов обновлен на 65 процентов, потому что покупается техника в 3 - 4 раза мощнее.

Земледелие стало одним из самых прибыльных видов деятельности, с рентабельностью до 60 процентов. Это позволило получить нашим аграриям 8 млрд рублей прибыли. Такие доходы позволяют вкладывать эти деньги в развитие, создавать производственные цепочки, новые рабочие места. Выросла средняя зарплата в АПК, даже в эти непростые годы она росла, и сегодня она превысила 20 тысяч в месяц. И мы ушли сейчас от позорного последнего места в ПФО, на котором находились почти 20 лет, по заработной плате в агропромышленном комплексе. И нам надо все сделать, чтобы зарплата и дальше росла, и за 2 - 3 года довести ее до средней по экономике. Для этого сегодня есть все возможности.

Результатов в растениеводстве удалось достичь в том числе за счет удобрений, использование которых увеличилось в прошлом году на четверть. Но чтобы догнать наших соседей, Алексей Петрович (Попов), надо не на 25 процентов увеличивать использование удобрений, а минимум в 6 раз. То есть я 4 года назад назвал цифры, что мы вносим удобрения на гектар в 11 раз меньше. Мы подтянулись, и сейчас мы вносим в 6 раз меньше. Но о чем это говорит? Что мы сельское хозяйство ведем дедовским способом.

Для развития семеноводства нужно объединить в единый кластер Самарскую академию, Безенчукский институт сельского хозяйства и НИИ имени Константинова, создать сеть семеноводческих хозяйств, активнее занимать нишу семян, потребность в которых в стране и области будет нарастать. Когда-то в советское время в Самару все ездили за семенами. Это ветераны, которые в первом ряду сидят, хорошо знают. И я знаю по прежней работе в советское время. Здесь все новые сорта - 90 процентов выводила самарская земля, самарские ученые, самарские опытные станции, самарский институт. Сейчас у нас всего этого нет, но люди есть, традиции определенные сохранились, и если организационно это все поддержать, мы можем восстановить те былые традиции. Летом мы смотрели в двух хозяйствах: в Красноармейском и Ставропольском районах построены современнейшие семенные комплексы. И надо сюда подтянуть науку, опытное хозяйство, и здесь, конечно, мы будем иметь очень хороший результат. В растениеводстве удобрения - хорошо, а семена еще лучше. Если они качественные, эффекта они дадут еще больше.

Надо наращивать всю инфраструктуру АПК, восстанавливать и строить оросительные системы, потому что это гарантия урожая для нашей зоны. И тут можно и кукурузу на зерно выращивать, сою, картофель, овощи. Картофелем и овощами и садами мы активно занимаемся. Мы тут в стране далеко не последние. Нам надо запустить комбикормовый завод Сергиевской птицефабрики - первый этап фабрики. Нужно начать производство пектина и занимать этот огромный рынок в стране, потому что у нас много зерна. Мы могли бы здесь по зерну получить седьмой-восьмой передел, иметь значительно больше рабочих мест и получать значительно больше доходов.

В соответствии с подписанным соглашением с «Русагро» начато строительство нового завода по рафинации, дезодорации растительного масла, и это приведет к удвоению мощностей по переработке подсолнечника, создаст новые рабочие места. Завод будет примерно на 4 миллиарда рублей в год продавать продукции. Нам исключительно важно, чтобы те обязательства, которые мы взяли перед «Русагро», были выполнены. Чтобы мы этот огромнейший завод обеспечивали сырьем.

У нас есть устойчивый рост по молоку и говядине. Но это не те показатели роста. Необходимо обеспечить коренной разворот ситуации в животноводстве, потому что в основном у нас работают малые хозяйства, там, где 100, где 70 коров, где 200, ну, максимум, где 400.

3 - 4 крупных современных комплекса, построенных в последние годы, этого, конечно, мало. Алексей Петрович, мы должны в течение 2 - 3 недель, до 20 января, полностью определиться, где и какие крупные животноводческие комплексы вместе с инвесторами будем строить. Надо принципиально принять нам все решения. И еще одна задача - до весны определиться по источникам финансирования для завершения строительства Сергиевской птицефабрики. Мы имеем поручение Президента, поддерживающее нас в этом. И этот проект мы обязаны реализовать.

В уходящем году мы открыли крупный завод «Нектар» по производству соков на собственном сырье. И нам совместно с собственником надо сделать все, чтобы занять очень солидную долю рынка в стране и работать на экспорт. Для этого есть все условия, есть возможности значительно расширить объемы производства и в том числе перерабатывать очень много сырья, которое люди выращивают в садах, огородах или на дачах.

Мы один из немногих регионов страны, где третий год растет численность сельского населения. Таких регионов совсем мало. Это наше огромное преимущество.

Только по линии Минсельхоза за эти годы мы свыше 5 млрд рублей направили на социальное развитие села, на строительство жилья, школ, благоустройство населенных пунктов. А если брать вложения по линии других министерств, то эта сумма утроится и в целом, в аграрный сектор мы вложили за эти годы почти 40 млрд руб. Это и на социальные проекты, и на укрепление производственной базы. И нам надо приложить все усилия, чтобы сделать жизнь на селе притягательной и укрепить этот положительный тренд. Нам надо и дальше развивать социальную сферу: строить жилье, создавать все условия для комфортной жизни. И, естественно, поддерживать производителей с тем, чтобы они могли быть абсолютно конкурентоспособными.

Комментарии (0)