Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество ОТЕЦ ИЗ ДАЛЕКОГО ДЕТСТВА

ОТЕЦ ИЗ ДАЛЕКОГО ДЕТСТВА

13 марта 2015 года
ОТЕЦ ИЗ ДАЛЕКОГО ДЕТСТВА

Вениамину Васильевичу Каменнову было 4 года, когда отца взяли на фронт. Убит был Василий Алексеевич Каменнов в июле 1944-го. Несколько треугольничков со штампом военной цензуры «Проверено» сын хранит до сих пор. Их-то да две довоенные фотографии отца он и принес в редакцию.


- Конечно, мало что помню я об отце, - начал он свой рассказ, - но несколько картинок из детства так врезались в мою память, что до сих пор сидят в голове. Провожали отца на заре. Было часа три ночи. Я спал, но почувствовал, что кто-то меня поцеловал. Проснулся. Кругом тихо, в доме никого нет. Выбежал на улицу и как был босиком побежал на голоса по теплому песку. Отец обернулся. Я подбежал. Он взял меня на руки…

Сейчас Вениамину Васильевичу уже за 70, у него четверо внуков от сына и от дочери. «Один внук отслужил в армии, - с гордостью говорит дед, - другой заканчивает Самарскую академию». Сам он в свое время тоже прошел школу жизни в армии - три с половиной года. Вернулся в тот же цех завода «Полимер», где работал до призыва, оттуда ушел и на пенсию. То есть «гвардии красноармейца Каменнова Василия Алексеевича, награжденного Приказом по артиллерии 54-й Гвардейской стрелковой Макеевской дивизии от 23 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками орденом, медалью «За отвагу» (из временного удостоверения за подписью гвардии генерал-майора Данилова) ни его сыновья, ни внуки не подвели. До гибели гвардии красноармейца после получения награды оставалось четыре месяца. Письма домой он писал регулярно, но слишком уж долог был их путь домой.

1942 год

Здравствуй, многоуважаемая и незабвенная супруга Маруся! Шлю я тебе свой горячий солдатский привет и желаю всего хорошего в будущем. Еще привет своей мамане Евдокии Гурьяновне и деткам Сене и Вене. Милая Маруся, я имел счастье получить письмо и узнал, что вы живы и здоровы… Милая Маруся, я тоже пока в добром здравии. Получив твое письмо, милая и всегда любимая, был рад и как будто ты это все рассказала мне на ухо. Как скучно и обидно, когда долго нет от тебя весточки… Милая Маруся, я никогда и не думал вас забыть!!! Моя судьба такая, вряд ли буду жив. Ты пишешь, что нельзя и приехать, и посылки не принимают, что очень плохо. Ну ты пиши, чтобы мне пожить дольше… Милая, пиши чаще, и больше новостей пропиши, сколько и чего дали на трудодни, получаешь ли пенсию и сколько. Пиши о товарищах. А ты, Веня, не серчай на меня. Если стащил у мамаши яичко, это плохо, но если признался, то уж ешь его… Эх, сынок, увидаться, наверно, не придется. Матери помогай и про успеваемость напиши. На этом заканчиваю, милая Маруся, будь уверена, моя любовь к тебе до гроба. Но только нет надежды с тобой увидаться, потому что враг еще силен, его не добьешь и придется сложить голову в новых боях, а если вернусь, то заживем по-старому… Жму ваши правые руки и целую вас всех. А ты, Веня, будь героем, не давай пощады гороху на огороде. А когда приеду, то снова будем ездить на пчельник, милая Маруся, знаю, ты меня ждешь с нетерпением. А если увидишь, то откажешься от меня, я очень постарел от пережитой нами жизни.
Жду ответа, ваш сын, муж, отец.

30.10.43.
Здравствуйте, дорогие родные Маруся, мама, Семен и Веня. Шлю я вам свой сердечный привет и всего хорошего в вашей будущей жизни. Прошло уже много времени, как я не писал, потому что все время нахожусь на передовой и слушаю вой снарядов, мин и шум моторов. И вот, выбрав время на дежурстве у телефона, и пишу немного о себе. Пока жив и здоров, не знаю, что будет дальше. Милая Маруся, в разлуке я очень обо всех соскучился и думаю, что не будет конца всему этому… Дорогая моя, ты, наверное, здорово измучилась, да и мать - тоже. А сыновья уже большие. Постарайся прислать мне их фото, а то ведь и не увижу их больше, живите без меня, не поминайте лихом. Войны еще конца не видно. Погода стала холодная и ветреная. Как вы к зиме подготовились, есть ли одежда, обувь. Хотел бы узнать и о товарищах, кто, где…
Ну, до свидания, жду ответа.

Понятно, почему письма носят в основном бытовой характер и из них не узнаешь, где и как воюет их автор - военная цензура бы такие письма не пропустила. О том, что Василий погиб в июле 1944 года на Бобруйском направлении, семья Каменновых узнала из письма товарищей, похоронка пришла намного позже. Друзья в письме тоже не сообщали, как погиб Василий Алексеевич, но подробно рассказали, как они его похоронили по-человечески на восточной окраине деревни Гоманиха у указателя дорог, идущих с востока на запад и с севера на юг. Дело в том, что к концу войны появились так называемые похоронные бригады, которые шли за войсками, собирали убитых и потом захоранивали их в братских могилах. А товарищи похоронили Василия честь по чести, даже собрали колосья пшеницы и положили этот букет на могилу…

Обо всем этом и рассказывал посетитель. И еще с горечью о том, что так и не смог побывать на месте захоронения отца. Эта вина, по всему было видно, не дает ему покоя всю жизнь. Но то, что Вениамин Васильевич через всю жизнь пронес память об отце, жил и живет с достоинством, и будет хорошим памятником отцу.

Подготовила 
Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото из семейного архива
Каменновых.
 
Комментарии (0)