Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество ОН СТАЛ ДРУГИМ

ОН СТАЛ ДРУГИМ

9 октября 2015 года
ОН СТАЛ ДРУГИМ

Когда я пришел работать в интернат, Лешка учился в 6 классе и был старше всех. Ему было 13 лет. Я в этом классе преподавал ОЖС. А Лешка привлек мое внимание, так как сидел в первом ряду, на второй парте, и пока я объяснял материал, он спокойно играл с пластмассовым трансформером. Это был своего рода протест: то, о чем мы говорили на уроке, касается только маленьких, а ему все равно. На следующий урок он пришел с двумя машинками… Он мне не мешал, но задавал очень много вопросов, которые касались не только учебного материала.

   
Потом у Лешки это все прошло,  но все равно редко он на уроке был сосредоточен, редко кто из учителей им был доволен. Только учитель физики как-то сказал, что Лешка мог учиться на пятерки, но что-то ему мешает. Сам Лешка говорил, что ему просто не интересно. Леша очень любил спорт, постоянно ездил на соревнования и очень часто занимал и занимает места как в районных, так и в областных соревнованиях. Как-то в лагере один из воспитателей на него накричал, на что Лешка огрызнулся. Воспитатель тоже не растерялся: «С мамой своей так будешь разговаривать». Лешка побледнел: «Моя мама умерла». Эта ситуация мне тогда очень запомнилась.

Но по-настоящему за Лешкой я начал наблюдать после дня подводника, который прошел в марте 2013 года. Обычно на все мероприятия, организованные «Контингентом», ездила одна команда, состоявшая из ребят 8 - 9 классов, а сейчас требовались новые ребята - команду нужно было расширить. И мне тогда показалось, что Лешка, несмотря на далеко не идеальное поведение, больше всего подходил для этой цели. С тех пор ни одно мероприятие без него не обходилось, он с легкостью овладевал всеми навыками военного дела. С кем ты больше всего работаешь из детей, - быстрее к ним привыкаешь, и они ближе тебя к себе подпускают. Так и получилось с Лешкой. С ним у нас сложились дружеские отношения.

А когда накануне 8 Марта к нам в гости приехала автор и ведущий телепрограммы «Право на Маму»  Инесса Панченко и провела съемки, где наши ребята рассказывали о своем идеале женщины, о своих мамах, многое встало на свои места. Лешка сказал тогда: «Моя мама умерла, и я не знаю, почему эти два года я вообще не учусь».

Тут я задумался: о какой учебной мотивации вообще может идти речь. Я представил себя на его месте. Вот у тебя умирает единственный родной человек. Может быть, ты ему и не очень-то и нужен был, но это единственный твой родной. И вот ты остался один, в целом мире один. Ты понимаешь, что никому не нужен вообще. И что этим взрослым от меня,  мол, нужно. Никаких принципов, никаких норм, никаких авторитетов. Только  собственное выживание, в котором нет никаких категорий, ни морали, ни нравственности, только злость на весь мир. Мы, воспитатели, требуем к себе уважения и послушания, пожалуй, в первую очередь даже послушания. Но с какой стати ребенку, оказавшемуся в такой ситуации, кого-то слушаться, ведь он понимает, что воспитатель чаще всего придет на работу, отработает свой день  и уйдет домой. Страх оказаться одному, без семьи, без близких, родных - это самый сильный страх для ребенка, который только можно вообразить.

Лешка попал в школу-интернат еще 2008 году после расформирования 158-й школы-интерната, ему было тогда еще 11 лет. Тогда и в последующие годы для него не было ничего такого, что бы внушало  доверие к людям, а это, говоря научным языком, прямая дорога к девиантному поведению.

Он вырос - ему уже 17 лет. На мой взгляд, он готов идти навстречу, он раскрылся. У него все-таки появилось доверие к людям, и дай бог ему в этом доверии не разочароваться. 

В ДЗОЦ  «Юный  строитель» летом прошлого года в гости к нашим детям приехали гости. Детям предложили поучаствовать в «Тотальном диктанте». Один Лешка опоздал, не пришел на диктант. Однако уже когда начали укладывать детей спать, Лешка сам пришел и попросил дать ему листок с ручкой, чтобы написать диктант.  

Каждый год в команде военно-патриотического клуба «Гардемарины» был лидер - парень, у которого получается все лучше всех: и сборка-разборка автомата, и стрельба, и одевание противогаза и прочее. В этом году таким лидером был Лешка. 

Перед участием в Параде Победы 9 мая 2014-го в Самаре на площади  Куйбышева для ребят был объявлен конкурс на лучшее сочинение, где ребята должны были написать о том, для чего им нужен этот парад, какое значение в их жизни будет играть участие в нем. Это было приблизительно после Пасхи. Я долго ходил за Лешкой, хотя видел, что он по какой-то причине ходил весь очень понурый. Он все отнекивался. Наконец я не выдержал, начал на него давить. Лешка косо на меня посмотрел: «Я был на кладбище на выходных у матери, я не могу сейчас ни о чем думать!» В словах прозвучали нотки агрессии. Я не растерялся, хотя понял, что совершаю ошибку, наседая на подростка. Поэтому как бы в качестве извинения чисто автоматически ляпнул: «А ты напиши об этом!» Взгляд Лешки смягчился: «А можно?». В тот же день сочинение лежало у меня на столе.

В мае после парада было принято решение создать в школе военно- патриотический клуб «Гардемарины». Лешка еще с большим усердием стал заниматься не только в клубе, но и начал показывать успехи в учебе, пусть не сразу, постепенно, но они стали видны. И вот к концу года, когда нужно было сдавать обязательные два экзамена, Лешка сдал оба на пятерки... Мало того, занятия в клубе отразились на его характере и увлечениях, он поступил в Самарский речной техникум на судоводителя, и, видимо, ему еще не раз придется надеть бескозырку. Хочется верить, что Лешка не потеряется в этой жизни, сейчас у него нашлось много друзей, знакомых и ждет его трудная, но интересная жизнь за стенами интерната.
   
Александр ДУНАЕВ, 
воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната.
 
Комментарии (0)