Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ – РЕАЛЬНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО?

ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ – РЕАЛЬНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО?

27 февраля 2013 года

«Развитие» и «воспитание» - одно и то же или разные понятия?

«Эти понятия нераз­рывно связаны между со­бой. Какое может быть воспитание без развития? Думаю, что воспитание - это и есть формирование и развитие личностных качеств человека, инди­видуума», - считает В. В. Пасынкова. По мнению Ю. В. Лопуховой, члена родительского комитета школы № 13, кандидата педагогических наук, с точки зрения науки раз­витие больше связано с психологией, а воспита­ние - с педагогикой. В раз­витии участвуют и другие процессы, независимые от педагогики. Процесс раз­вития личности может идти независимо от учеб­ного процесса. Но они взаимосвязаны. Чем боль­ше воспитания, тем боль­ше и развития...

«Разделять воспита­ние, развитие и образова­ние нельзя. На каждом уроке одновременно присутствуют все три эти категории. Уже сама лич­ность учителя воспитыва­ет, даже его внешний вид, то, как он разговаривает с учениками, как к ним об­ращается», - полагает учи­тель начальных классов школы № 23 С. В. Шадрова. Развивая ее мысль, учитель русского языка и литературы школы № 1 Л. А. Федякина согласи­лась, что каждый совре­менный урок должен не­сти в себе и воспитатель­ную функцию. Она также посоветовала коллегам: «Добавьте в каждый свой урок по порции мудрости, терпения, храбрости, оп­тимизма, творчества, доб­роты, юмора, такта, веры в каждого ученика. А еще хорошего настроения, по вкусу развлечения, обязательно игры, любви к детям. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбка­ми, изюминками и веточ­ками радости...".

Система заработает?

В своем интервью «Волжской коммуне» ми­нистр образования и на­уки Самарской области В. А. Пылев подчеркнул, что в новом законе об об­разовании «впервые в ра­бочее время педагогичес­ких работников включена воспитательная работа. научная, творческая.». Но станет ли выше ре­зультативность воспита­тельных мероприятий?

«Знаете, - высказыва­ется классный руководи­тель 7 класса школы № 4 С. А. Борзенкова, - дело не в том, что нам стали больше платить за воспи­тательную работу. Ре­зультативность достигает­ся, если учитель, класс­ный руководитель любит детей, болеет всей душой за каждого ребенка, он и раньше выкладывался, и сейчас будет так же рабо­тать. Хотя, конечно, хо­рошо, что в критериях, стимулирующих качество работы, есть воспита­тельная деятельность. И многих материальная за­интересованность под­толкнет к более резуль­тативной работе».

О. А. Филатова, зам. директора школы № 4 по воспитательной работе, в свою очередь подчеркну­ла, что «в новых установ­ках по организации воспи­тательной работы я ниче­го нового не увидела. Те же базовые ценности мы должны формировать в детях. Проанализировала заново программу воспи­тательной работы в нашей школе. Значительно рас­ширила работу с социу­мом. Какие общественно значимые мероприятия будем проводить с ребя­тами? Прежде мы ориен­тировались на одно на­правление в работе. Те­перь будем поступать так: например, одна неделя объявляется патриотичес­кой, и все общешкольные мероприятия, классные часы проводятся по это­му направлению. Следую­щая неделя, например, здоровьесберегающая и т. д. 2013 год объявлен Го­дом охраны окружающей среды - мы уже начали работать в этом направле­нии. Но в то же время я вижу, что необходимо менять структуру, фор­мы, методы в организации воспитательной работы. Раньше каждый шаг ре­бенка мы продумывали сами. Теперь мы говорим: «Найди, посмотри, про­анализируй, составь. В этом плане и следует по­менять нашу позицию».

«Неверно утверждать, что у нас не было систе­мы воспитания, пока в стандарте ее не прописа­ли. Все хорошее, что на­работано советской и рос­сийской школой, мы бу­дем использовать при вза­имодействии с детьми, родителями. И система воспитания в каждом уч­реждении своя, сложивша­яся. Где-то более эффек­тивная, где-то - менее. А новый стандарт просто формализует некоторые вещи», - считает руково­дитель управления В. В. Пасынкова.

Родители - помощники или...?

Школа - не одинокий корабль, который плывет с детьми в страну знаний. Она существует в социу­ме. В образовательном процессе участвуют не только ученик и учитель, но и родители. И от того, как школа сумеет вовлечь родителей в этот процесс, во многом зависит его эффективность. Как бы много в школе ни гово­рили о замечательных че­ловеческих ценностях, а если ребенок возвращает­ся в семью и видит там совершенно обратное, даже самая лучшая шко­ла не всегда может изме­нить ситуацию.

Н. А. Кривозубова, зам. главы г. о. Чапаевск по со­циальным вопросам, в сво­ем выступлении отметила, что «школа, школьные годы - это период, который оставляет след в душе ре­бенка, в какие бы време­на он ни рос. Конечно, идеальный случай, когда прекрасная семья, пре­красная школа - никаких двойных стандартов. Мне кажется, сейчас главная задача школы - воспитать человека, способного к са­мореализации, к самовос­питанию. У нас все быст­ро меняется, нужно, что­бы человек был мобиль­ным, умел мыслить. Обидно, что у многих нет та­ких качеств, как доброта, милосердие. Сегодняш­ние дети стали более жес­токими. Может, виной этому реклама, кино, мо­жет, семья? Плохо, что во многих школах нет пси­хологов. Один опытный учитель мне как-то ска­зал: «Мне достаточно по­смотреть на ребенка, и я скажу, какая у него се­мья»... Но иногда учите­ля стараются не замечать, что творится в семье того или иного ребенка.».

Ю. В. Лопухова увере­на, что ребенок изначаль­но, независимо от того, в благополучной или не­благополучной семье он живет, тянется к хороше­му. Чтобы работа с ним стала более эффективной, у педагога должен быть личный паспорт на каж­дого ребенка, на каждую семью. Большой опыт работы с родителями на­коплен в школе № 21, о нем рассказала куратор по воспитательной рабо­те Т. Г. Загороднева. Свою школу и учителя, и дети, и их родители считают до­машней, семейной. Здесь имеется своя стратегия взаимодействия школы с родителями. Кроме тра­диционных форм исполь­зуется личностный под­ход. Важную роль играет школьная традиция, ког­да во всех мероприятиях родители обязательно уча­ствуют, таким образом, в школе складывается пози­тивный климат.

О. П. Терентьева, классный руководитель 8 класса центра образова­ния, добавила, что «в На­горном поселке все дети и все семьи на виду. У классных руководителей есть социальные паспор­та классов, которые по­зволяют выработать стра­тегию взаимодействия школы и родителей. В ос­нову взаимодействия по­ложены ценности твор­чества, здоровья, толе­рантности, взаимной от­крытости, диалога. С 1991 года у нас работает клуб «Субботея», на занятиях которого учащиеся пока­зывают одноклассникам, педагогам и родителям свои достижения. Родите­ли оказывают посильную помощь в приобретении концертных костюмов и фонограмм. «Большие гонки» проводятся в дни здоровья не только для учеников, но и для роди­телей. Вообще-то роди­тели помогают школе в том случае, если видят, что детям в ней хорошо и учителя вкладывают в детей душу».

Интересным опытом работы как классного ру­ководителя поделилась учитель истории и обществознания школы № 3 Е. В. Соловых. Начиная с 5 класса она возит де­тей на экскурсии в горо­да России. Эти поездки всегда незабываемы. И тот факт, что родители доверяют учителю своих детей даже в дальние по­ездки, говорит о многом. А дети, кроме того, что расширяют свой кругозор, сплачиваются в дружный коллектив, по­лучают и эмоциональное развитие. «Нужно было видеть детей, - говорит Екатерина Викторовна, когда 9 мая они были в Севастополе на встрече с участниками боев, как у них в глазах стояли сле­зы. Никакие учебники по истории не могут дать та­ких впечатлений».

Как увидеть эффективность?

Е. В. Соловых счита­ет, что судить об эффек­тивности воспитательной работы можно по выпуск­никам. И не важно, кем он стал - профессором, врачом или квалифици­рованным рабочим, важ­но, что он стал хорошим, порядочным человеком, создал семью, воспитыва­ет своих детей. Учитель гордится, что пять чело­век из предыдущего ее вы­пуска стали учителями истории и работают в школах города. Все ее ученики, встречаясь со своим любимым учите­лем, с ностальгией вспо­минают школьные годы, их поездки, экскурсии, вечера. Можно сказать, что школьные годы для ее выпускников - это фундамент для серьезной взрослой жизни.

Школы, как и сами учителя, бывают разные. Образовательное учреж­дение во Владимирском поселке известно в горо­де как многонациональ­ное, поэтому педколлек­тив школы № 8 уделяет особое внимание разви­тию этнической и комму­никативной толерантнос­ти. Для определения эф­фективности воспитания указанных качеств, как рассказала куратор по воспитательной работе школы О. В. Авдеева, ис­пользуются специально подобранные психологи­ческие методики измере­ния. «Так как целевые ориентиры и другие ком­поненты воспитательной деятельности направле­ны прежде всего на содей­ствие развитию личности ребенка, - высказалась она, - то в качестве ос­новных критериев и по­казателей избираются либо воспитанность уча­щихся, либо сформированность основных по­тенциалов личности школьников, либо их ин­теллектуальная, нрав­ственная и физическая развитость».

Подводя итоги разго­вора, В. В. Пасынкова отметила: «Мы понима­ем, что результат всей нашей воспитательной работы отсрочен по вре­мени - и на 5, и на 10, и на 20 лет. Сейчас мы ощущаем просчет нашей системы в поколении 30­летних. Все помнят, в ка­кие времена люди этого поколения учились в школе: были разрушены старые ценностные ори­ентиры и еще не появи­лись новые. А любой со­циальный институт, будь то школа, армия и т. д., отражает недостатки в обществе. Давайте по­пробуем работать так, чтобы это отражение ме­нялось с самим объектом - местом, в котором мы существуем и в котором нам должно быть хорошо - безопасно, удобно, при­ятно жить».


И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ…

Участников круглого стола мы попросили коротко ответить на вопрос, что они считают главным в воспитательном процессе.

С. А. БОРЗЕНКОВА: «Самое главное, чтобы было понимание между учителем, учеником и ро­дителем».

О. А. ФИЛАШОВА: «Успех в нашей работе зависит от нас, учителей».

Л. А. ФЕДЯКИНА: «В общее коллективное дело втянуть как можно больше участников об­разовательного процесса».

Ю. В. ЛОПУХОВА: «Любое образование дол­жно быть воспитывающим.»

О. П. ТЕРЕНТЬЕВА: «Если педагог умеет за­жигать искорку в глазах детей и поддерживать ее - и образование, и воспитание будут успешными».

О. В. АВДЕЕВА: «Кадры решают все. Моло­дые специалисты школе нужны. Но они не всегда болеют душой за работу».

Т. Г. ЗАГОРОДНЕВА: «Педагог - это профес­сия круглосуточная. Это призвание, главное в нем - любить детей».

С. Н. МАРШАНСКАЯ: «Пока сам педагог не будет показывать пример воспитанности, эффек­тивным процесс воспитания не будет».

Н. А. КРИВОЗУБОВА: «Мне приходится много общаться с людьми. Приезжающие в наш город семьи говорят, что в Чапаевске очень удоб­но растить и воспитывать детей - у нас много учреждений эстетической, спортивной направ­ленности. Все доступно, бесплатно. Прекрас­ные детсады, школы. И если учителя, воспита­тели, педагоги дополнительного образования бу­дут ответственно, с учетом современных тре­бований и с любовью относиться к своей рабо­те - у нас все получится».

 

Подготовила к печати

Людмила ДЕШЕВЫХ. 

Фото автора.

Комментарии (0)