ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ – РЕАЛЬНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО?
«Развитие» и «воспитание» - одно и то же или разные понятия?
«Эти понятия неразрывно связаны между собой. Какое может быть воспитание без развития? Думаю, что воспитание - это и есть формирование и развитие личностных качеств человека, индивидуума», - считает В. В. Пасынкова. По мнению Ю. В. Лопуховой, члена родительского комитета школы № 13, кандидата педагогических наук, с точки зрения науки развитие больше связано с психологией, а воспитание - с педагогикой. В развитии участвуют и другие процессы, независимые от педагогики. Процесс развития личности может идти независимо от учебного процесса. Но они взаимосвязаны. Чем больше воспитания, тем больше и развития...
«Разделять воспитание, развитие и образование нельзя. На каждом уроке одновременно присутствуют все три эти категории. Уже сама личность учителя воспитывает, даже его внешний вид, то, как он разговаривает с учениками, как к ним обращается», - полагает учитель начальных классов школы № 23 С. В. Шадрова. Развивая ее мысль, учитель русского языка и литературы школы № 1 Л. А. Федякина согласилась, что каждый современный урок должен нести в себе и воспитательную функцию. Она также посоветовала коллегам: «Добавьте в каждый свой урок по порции мудрости, терпения, храбрости, оптимизма, творчества, доброты, юмора, такта, веры в каждого ученика. А еще
Система заработает?
В своем интервью «Волжской коммуне» министр образования и науки Самарской области
«Знаете, - высказывается классный руководитель 7 класса школы № 4 С. А. Борзенкова, - дело не в том, что нам стали больше платить за воспитательную работу. Результативность достигается, если учитель, классный руководитель любит детей, болеет всей душой за каждого ребенка, он и раньше выкладывался, и сейчас будет так же работать. Хотя, конечно, хорошо, что в критериях, стимулирующих качество работы, есть воспитательная деятельность. И многих материальная заинтересованность подтолкнет к более результативной работе».
О. А. Филатова, зам. директора школы № 4 по воспитательной работе, в свою очередь подчеркнула, что «в новых установках по организации воспитательной работы я ничего нового не увидела. Те же базовые ценности мы должны формировать в детях. Проанализировала заново программу воспитательной работы в нашей школе. Значительно расширила работу с социумом. Какие общественно значимые мероприятия будем проводить с ребятами? Прежде мы ориентировались на одно направление в работе. Теперь будем поступать так: например, одна неделя объявляется патриотической, и все общешкольные мероприятия, классные часы проводятся по этому направлению. Следующая неделя, например, здоровьесберегающая и т. д. 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды - мы уже начали работать в этом направлении. Но в то же время я вижу, что необходимо менять структуру, формы, методы в организации воспитательной работы. Раньше каждый шаг ребенка мы продумывали сами. Теперь мы говорим: «Найди, посмотри, проанализируй, составь. В этом плане и следует поменять нашу позицию».
«Неверно утверждать, что у нас не было системы воспитания, пока в стандарте ее не прописали. Все хорошее, что наработано советской и российской школой, мы будем использовать при взаимодействии с детьми, родителями. И система воспитания в каждом учреждении своя, сложившаяся. Где-то более эффективная, где-то - менее. А новый стандарт просто формализует некоторые вещи», - считает руководитель управления В. В. Пасынкова.
Родители - помощники или...?
Школа - не одинокий корабль, который плывет с детьми в страну знаний. Она существует в социуме. В образовательном процессе участвуют не только ученик и учитель, но и родители. И от того, как школа сумеет вовлечь родителей в этот процесс, во многом зависит его эффективность. Как бы много в школе ни говорили о замечательных человеческих ценностях, а если ребенок возвращается в семью и видит там совершенно обратное, даже самая лучшая школа не всегда может изменить ситуацию.
Н. А. Кривозубова, зам. главы г. о. Чапаевск по социальным вопросам, в своем выступлении отметила, что «школа, школьные годы - это период, который оставляет след в душе ребенка, в какие бы времена он ни рос. Конечно, идеальный случай, когда прекрасная семья, прекрасная школа - никаких двойных стандартов. Мне кажется, сейчас главная задача школы - воспитать человека, способного к самореализации, к самовоспитанию. У нас все быстро меняется, нужно, чтобы человек был мобильным, умел мыслить. Обидно, что у многих нет таких качеств, как доброта, милосердие. Сегодняшние дети стали более жестокими. Может, виной этому реклама, кино, может, семья? Плохо, что во многих школах нет психологов. Один опытный учитель мне как-то сказал: «Мне достаточно посмотреть на ребенка, и я скажу, какая у него семья»... Но иногда учителя стараются не замечать, что творится в семье того или иного ребенка.».
Ю. В. Лопухова уверена, что ребенок изначально, независимо от того, в благополучной или неблагополучной семье он живет, тянется к хорошему. Чтобы работа с ним стала более эффективной, у педагога должен быть личный паспорт на каждого ребенка, на каждую семью. Большой опыт работы с родителями накоплен в школе № 21, о нем рассказала куратор по воспитательной работе Т. Г. Загороднева. Свою школу и учителя, и дети, и их родители считают домашней, семейной. Здесь имеется своя стратегия взаимодействия школы с родителями. Кроме традиционных форм используется личностный подход. Важную роль играет школьная традиция, когда во всех мероприятиях родители обязательно участвуют, таким образом, в школе складывается позитивный климат.
О. П. Терентьева, классный руководитель 8 класса центра образования, добавила, что «в Нагорном поселке все дети и все семьи на виду. У классных руководителей есть социальные паспорта классов, которые позволяют выработать стратегию взаимодействия школы и родителей. В основу взаимодействия положены ценности творчества, здоровья, толерантности, взаимной открытости, диалога. С 1991 года у нас работает клуб «Субботея», на занятиях которого учащиеся показывают одноклассникам, педагогам и родителям свои достижения. Родители оказывают посильную помощь в приобретении концертных костюмов и фонограмм. «Большие гонки» проводятся в дни здоровья не только для учеников, но и для родителей. Вообще-то родители помогают школе в том случае, если видят, что детям в ней хорошо и учителя вкладывают в детей душу».
Интересным опытом работы как классного руководителя поделилась учитель истории и обществознания школы № 3 Е. В. Соловых. Начиная с 5 класса она возит детей на экскурсии в города России. Эти поездки всегда незабываемы. И тот факт, что родители доверяют учителю своих детей даже в дальние поездки, говорит о многом. А дети, кроме того, что расширяют свой кругозор, сплачиваются в дружный коллектив, получают и эмоциональное развитие. «Нужно было видеть детей, - говорит Екатерина Викторовна, когда 9 мая они были в Севастополе на встрече с участниками боев, как у них в глазах стояли слезы. Никакие учебники по истории не могут дать таких впечатлений».
Как увидеть эффективность?
Е. В. Соловых считает, что судить об эффективности воспитательной работы можно по выпускникам. И не важно, кем он стал - профессором, врачом или квалифицированным рабочим, важно, что он стал хорошим, порядочным человеком, создал семью, воспитывает своих детей. Учитель гордится, что пять человек из предыдущего ее выпуска стали учителями истории и работают в школах города. Все ее ученики, встречаясь со своим любимым учителем, с ностальгией вспоминают школьные годы, их поездки, экскурсии, вечера. Можно сказать, что школьные годы для ее выпускников - это фундамент для серьезной взрослой жизни.
Школы, как и сами учителя, бывают разные. Образовательное учреждение во Владимирском поселке известно в городе как многонациональное, поэтому педколлектив школы № 8 уделяет особое внимание развитию этнической и коммуникативной толерантности. Для определения эффективности воспитания указанных качеств, как рассказала куратор по воспитательной работе школы О. В. Авдеева, используются специально подобранные психологические методики измерения. «Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены прежде всего на содействие развитию личности ребенка, - высказалась она, - то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость».
Подводя итоги разговора, В. В. Пасынкова отметила: «Мы понимаем, что результат всей нашей воспитательной работы отсрочен по времени - и на 5, и на 10, и на 20 лет. Сейчас мы ощущаем просчет нашей системы в поколении 30летних. Все помнят, в какие времена люди этого поколения учились в школе: были разрушены старые ценностные ориентиры и еще не появились новые. А любой социальный институт, будь то школа, армия и т. д., отражает недостатки в обществе. Давайте попробуем работать так, чтобы это отражение менялось с самим объектом -
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
Участников круглого стола мы попросили коротко ответить на вопрос, что они считают главным в воспитательном процессе.
С. А. БОРЗЕНКОВА: «Самое главное, чтобы было понимание между учителем, учеником и родителем».
О. А. ФИЛАШОВА: «Успех в нашей работе зависит от нас, учителей».
Л. А. ФЕДЯКИНА: «В общее коллективное дело втянуть как можно больше участников образовательного процесса».
Ю. В. ЛОПУХОВА: «Любое образование должно быть воспитывающим.»
О. П. ТЕРЕНТЬЕВА: «Если педагог умеет зажигать искорку в глазах детей и поддерживать ее - и образование, и воспитание будут успешными».
О. В. АВДЕЕВА: «Кадры решают все. Молодые специалисты школе нужны. Но они не всегда болеют душой за работу».
Т. Г. ЗАГОРОДНЕВА: «Педагог - это профессия круглосуточная. Это призвание, главное в нем - любить детей».
С. Н. МАРШАНСКАЯ: «Пока сам педагог не будет показывать пример воспитанности, эффективным процесс воспитания не будет».
Н. А. КРИВОЗУБОВА: «Мне приходится много общаться с людьми. Приезжающие в наш город семьи говорят, что в Чапаевске очень удобно растить и воспитывать детей - у нас много учреждений эстетической, спортивной направленности. Все доступно, бесплатно. Прекрасные детсады, школы. И если учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования будут ответственно, с учетом современных требований и с любовью относиться к своей работе - у нас все получится».
Подготовила к печати
Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото автора.
- О здоровье, а также - доступности и качестве медицинской помощи
- Глава г. о. Чапаевск Д. В. Блынский: Развитие города зависит от роста населения
- СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ - ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ
- НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА
- ИЗ БОКСА - В ТАНЦЫ!
- НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ
- МАМОНТ ИЗ СЕМЬИ СЫРОМЯТНИКОВЫХ
- Все интервью