Рубрики
О ВОИНСКОЙ ДРУЖБЕ...
28 апреля 2015 года
Предисловие
Эта статья в большинстве своем написана Сергеем Семеновичем Чигриневым - журналистом «Чапаевского рабочего», безвременно ушедшем из жизни. Я помню его искреннюю заинтересованность рассказами о том сложном военном времени и о судьбах дорогих моей памяти людей, за что ему остаюсь безмерно благодарным…
Беседа наша о военном прошлом началась с того, что я показал Сергею Семеновичу пожелтевшую от времени короткую записку на именном бланке Героя Советского Союза генерал-полковника артиллерии Н. М. Хлебникова, которую бережно храним в нашей семье как память о героическом прошлом отца и дедушки - Белова Василия Федоровича.
«Дорогой Василий Федорович!
К празднику 60-летия Октября награждаю тебя за безупречную самоотверженную военную службу на фронтах Великой Отечественной войны боевыми часами. Ими наградили меня, а я награждаю тебя за то, что не раз в боях спасал мне жизнь.
Н. Хлебников»
Далее Сергей Семенович стал задавать мне вопросы и записывать мой рассказ, который он подготовил к печати, но опубликовать не успел. Накануне 70-летия Победы я принес его в редакцию.
Федор Васильевич БЕЛОВ,
ветеран педагогического труда, почетный гражданин
г. Чапаевска.
Встреча
Каждый раз, когда я смотрю на эту записку или просматриваю старые фотографии, мне вспоминаются те военные годы, и все мысли уходят в далекое прошлое...
С детских лет отец был для меня большим авторитетом. До войны мы жили в Ульяновской области, где папа работал управляющим на номерном конезаводе, выращивающем орловских рысаков для кавалерии Красной армии. Был он невысокого роста, коренастый, очень сильный. По характеру - упорным, настойчивым, но при этом всегда находил общий язык с людьми, был внимательным и заботливым не только по отношению к близким, но и ко всем, с кем общался и работал.
Действительную службу он проходил в горной конно-вьючной артиллерии и вдвоем с напарником мог поднять горную пушку на повозку. Отлично владел приемами джигитовки и неоднократно побеждал в конно-спортивных соревнованиях. А когда вернулся домой в 1927 году, в качестве награды привез серебряную ложку и портсигар от командования. С ними он не расставался всю Отечественную войну.
Судя по записи в красноармейской книжке, мой отец - сержант Василий Федорович Белов - был мобилизован в армию 7 октября 1941 года. Опытного бойца сразу направили в 919-й артиллерийский полк Калининского фронта командиром орудия. Здесь, на передовой, и состоялась памятная встреча с генерал-лейтенантом Николаем Михайловичем Хлебниковым. Отец рассказывал, как это было.
В январе 1942 года в расположении артиллерийского полка появилась группа людей в белых маскировочных халатах. Один из них подошел к Василию Белову и спросил:
- Как воюешь, артиллерист?
- Воюем… Только воевать особенно нечем. Не хватает снарядов.
Завязался разговор: откуда родом, где работал до войны, есть ли семья?.. Вроде бы поговорили, разошлись - таких мимолетных встреч на фронте множество. Но тут собеседник сержанта подзывает командира батареи и приказывает ему: «Передайте по цепи, чтобы командир полка с этим сержантом вечером прибыли ко мне в штаб».
Можно представить удивление бойца, когда в штабе он предстал перед генерал-лейтенантом, командующим артиллерией фронта.
- Со мной служить хочешь? - спросил генерал.
- Где прикажут, там и буду служить.
- Вот я и приказываю: будешь служить со мной.
Этот день круто переменил жизнь моего отца на фронте: с января 1942 года по 18 июля 1945 года он служил ординарцем командующего артиллерией фронта.
И где бы ни проходил боевой путь генерала - Калининский или 1-й Прибалтийский фронт, - всегда ординарец делил с ним все трудности боевой жизни.
Генерал
Николай Михайлович Хлебников был на 7 лет старше моего отца, но в их жизни было много схожего. Оба - из крестьянских семей, привычные к трудностям и способные их преодолевать. Сами пробивали себе дорогу в жизнь...
Генерал сразу же предупредил ординарца: между собой называй меня Николаем Михайловичем. И к отцу он тоже обращался по имени и отчеству. Это был настоящий русский человек с широкой душой. При хорошем снабжении делил с ординарцем и хлеб, и кров, а в трудные минуты полагался на находчивость и предусмотрительность отца: природная смекалка позволяла найти ему выход из любой ситуации. При этом неоднократно приходилось и спасать генералу жизнь.
Генерал Н. М. Хлебников не любил привлекать к себе излишнее внимание. В районе передовой предпочитал перемещаться на лошадях вместе с ординарцем. Помню, как отец вспоминал, что в штабе фронта они только вдвоем носили шашки, и на недоуменный вопрос «Зачем артиллеристам шашки?» с гордостью отвечали: «А мы бывшие кавалеристы!»
Были, конечно, экстремальные ситуации. Однажды зимой по глубокому снегу ехали вдвоем на беговых дрожках к передовой. В поле легкую добычу заметил с воздуха фашистский самолет-разведчик и начал расстреливать сани, делая над ними круг и вновь выходя на цель. Тогда ординарец на полном ходу вытолкнул генерала из саней на снег, а сам помчался дальше. Самолет продолжал преследовать, пока не расстрелял все патроны. Так благодаря смекалке и отчаянной смелости отцу удалось спасти генерала и выжить самому в этой опасной ситуации.
В другой раз, уже на «Виллисе», они наткнулись на лыжную разведку немцев. Завязался бой. Ординарец встал за пулемет и весь бой прикрывал командующего. Встретив ожесточенный огонь, противник отступил.
Вот выписка из наградного листа сержанта В. Ф. Белова:
«В Отечественной войне участвует с первого дня на фронте. В боях под Велижем, в районе Будницы, проявил себя бесстрашным воином. Позднее за весь период боевой работы был образцовым и отважным. Заслуживает награждения медалью «За боевые заслуги».
Этот наградной лист подписан командующим артиллерией Калининского фронта генерал-лейтенантом Н. М. Хлебниковым 26 февраля 1943 года.
Сюрприз
Особенно мне запомнился один из дней 1943 года. Я тогда учился в Ульяновске и вечером с ребятами пошел в кино. Показывали новый фильм «В шесть часов вечера после войны». Вдруг киносеанс прекратился, в зале включили свет, и по радио объявили: «Студент Белов. К вам приехал с фронта отец». И тут в зал вошел отец, я кинулся обнимать его. Все забыли про кино, окружили нас с вопросами: «Как дела на фронте?» Такое не забывается! Но война продолжалась…
Помню, как папа рассказывал, что уже ближе к концу войны командующий артиллерией получил приказ обеспечить выход дивизии из окружения немцев. Генерал вместе с ординарцем, проводником и связистом отправился в тыл врага, чтобы вести корректировку огня из окружения. Как говорится, «вызывали огонь на себя». Боевая задача была выполнена, за что Н. М. Хлебников был представлен к званию Героя Советского Союза, а В. Ф. Белов - к ордену Красной Звезды.
Сегодня в электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» хранится и этот наградной лист моего отца:
«Старшина Белов, работая ординарцем Командующего артиллерией Группы Войск, все время находился в боевых порядках артиллерийских частей, охраняя Командующего и одновременно выполнял отдельные задания связного по доставке боевых приказов командирам арт. дивизий и бригад в период сосредоточения арт. частей под г. Кенигсбергом.
За проявленные мужество и отвагу тов. Белов достои награждения орденом Красной Звезды».
Я рад, что мои внуки могут гордиться своим прадедушкой.
А когда отец демобилизовался, то привез мне в подарок новенький риж-ский скоростной велосипед с запиской: «Личный подарок от командующего артиллерией 1-го Прибалтийского фронта генерал-полковника Н. М. Хлебникова. Не подлежит конфискации».
Послесловие
На некоторое время после войны связь оборвалась. Но дружба возобновилась благодаря телевизионной передаче «Салют, Победа!», куда обратилась с запросом моя старшая дочь Марина, в то время студентка исторического факультета Самарского государственного университета. И мои дочери ездили к Николаю Михайловичу в гости в Москву, сидели в его рабочем кабинете в квартире на ул. Мосфильмовской, а он им рассказывал о войне и об их дедушке. Генерал показал свой домашний музей из макетов орудий времен Первой и Второй мировых войн и подарил им открытку, выпущенную Всесоюзным обществом «Знание» к 80-летию генерала с надписью: «Дорогим потомкам боевого друга и товарища Белова Василия Федоровича Марине и Оле на добрую память». Эта открытка хранится среди других реликвий нашей семьи.
Николай Михайлович никогда не забывал поздравить с праздником, присылал моему отцу разные книги, подарки. К сожалению, самому отцу, когда он был в столице, не удалось застать своего боевого соратника. Николай Михайлович в отставке вел большую военно-патриотическую работу. Как заместитель председателя Всесоюзного общества «Знание», он ездил с лекциями о войне по всей стране.
Боевые соратники ушли из жизни в один месяц - в январе 1981 года с разницей в 11 дней. Так что в день памяти моего отца, любимого дедушки Василия Федоровича Белова, мы вспоминаем и Николая Михайловича Хлебникова, похороненного на Новодевичьем кладбище в Москве.
На военной фотографии Василий Федорович Белов - крайний справа, Николай Михайлович Хлебников - в центре.
Комментарии (0)
Оставить комментарий
Фотогалерея
Доска объявлений
Интервью
- О здоровье, а также - доступности и качестве медицинской помощи
- Глава г. о. Чапаевск Д. В. Блынский: Развитие города зависит от роста населения
- СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ - ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ
- НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА
- ИЗ БОКСА - В ТАНЦЫ!
- НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ
- МАМОНТ ИЗ СЕМЬИ СЫРОМЯТНИКОВЫХ
- Все интервью