Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ! И ТРУДИСЬ, ТРУДИСЬ, ТРУДИСЬ!

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ! И ТРУДИСЬ, ТРУДИСЬ, ТРУДИСЬ!

19 августа 2014 года
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ! И ТРУДИСЬ, ТРУДИСЬ, ТРУДИСЬ!

Раз, два, три - наклон… Влево - вправо, вверх - вниз… Каждое утро жительница Чапаевска Анастасия Макеевна Рязанова начинает с зарядки. Простые упражнения, взятые из теле и радиопередач, статей в газетах, журналах, женщина делает уже на протяжении 40 лет. Эта утренняя разминка и является одним из секретов ее долголетия - в ноябре этого года Анастасия Макеевна отпразднует 90-летие. Впрочем, есть и еще один не менее важный секрет. Речь о трудолюбии. Трудилась А. М. Рязанова столько, сколько себя помнит. 

 

После уроков - к маме в помощницы
   
Семья Анастасии Макеевны переехала в Чапаевск из Пензенской области в 1927 году. Родители сняли маленький домик и устроились наемными рабочими. Жили небогато, воспитывали двоих детей - Асю да ее старшего брата. В 1933 году, когда Асе было 9 лет, отец уехал на заработки. Больше семья его не видела. 

Девочка училась в школе № 1. Занималась прилежно, отсидит положенные уроки - и бежит к маме на работу. Та работала прачкой в больнице, стирала простыни, халаты, чепчики. Ася с малых лет наблюдала, как тяжело достается хлеб, как мама старательно намыливала белье, чтобы не было пятен, как носила тяжелые ведра с водой. А в обязанности Аси входила глажка. 

- Прибегу с занятий, а меня уже большая стопка белья ждет, с меня ростом. Ну, может, чуть поменьше, - вспоминает Анастасия Макеевна. - И я принималась гладить. А утюг тяжелый - тот, который горячими углями нагревался. Вот им и разглаживала вещи, старалась, чтобы все было идеально, ни одной «морщинки» не было. Настолько я привыкла к труду, что для меня и сейчас выгладить стопку одежды - ничего не стоит. 
   
«Куда попала? Страх-то какой!»
   
После окончания семи классов школы, Анастасия поступила в строительный техникум в Самаре. Но учиться там не смогла - мама сильно заболела, нужно было постоянно быть рядом. Брат на тот момент уехал строить Комсомольск-на-Амуре. Чтобы прокормить себя и маму, 16-летняя Ася устроилась на завод № 15 (ныне «Полимер»). Ее направили в 413-ю мастерскую. 

- Первый рабочий день помню очень хорошо, - вспоминает Анастасия Макеевна. - Металась, куда идти не знала. Наконец нашла свой цех. Начальник мастерской стал инструктировать. Подвел меня к ящикам с тротиловыми шашками и говорит: «Если хоть одна шашка упадет, вся мастерская взорвется». Я еще тогда подумала: «И куда я попала?! Страх-то какой!».

Но, несмотря на страхи, Ася на заводе осталась. Началась работа. Девушку поставили ученицей к Марии Хвостовой, «вечной стахановке», как ее звали на заводе. Когда Ася в первый раз увидела, как работала Мария, восхитилась, она не успевала следить за ее руками, настолько быстро стахановка все делала. У Анастасии промелькнула мысль - «никогда не смогу так же работать». Но потом всему научилась. Хотя, признается, работать так, как М. Хвостова, больше никто не мог.
        
Выживали как могли
   
С 21 на 22 июня Анастасия работала в ночную смену. Пришедшие сменить работники сообщили печальное известие: началась война. Каждый понимал, что работать теперь нужно будет больше. Мужчин постепенно на заводе стало мало - ушли на фронт. Анастасию перевели в 414-ю мастерскую на пресс, работу для 16-летней девушки тяжелую. Но она не жаловалась.

В феврале 1942 года пришло известие: на войне пропал без вести брат. Ждать помощи подростку и ее больной маме было неоткуда. Выживали как могли. Анастасия как работающая получала 800 грамм хлеба, ее мама - 250 грамм. До сих пор осталось у А. М. Рязановой в памяти, как она однажды выменяла одежду на 4 ведра картошки. Каждая из картошин - размером с черешню. Но именно этот картофель, который девушка везла на санях из соседней деревни в жуткий мороз, а также черный хлеб из непросеянной муки тогда, в военные годы, казался самой вкусной едой, которая только могла появиться на столе.
   
«Я с цифрами разговаривала…»
   
У Анастасии Макеевны еще со школы был каллиграфический почерк, ровный, буковка к буковке. А еще очень хорошая память. Эти качества в ней быстро заметили на заводе. В 1944 году ее сняли с пресса, поставили учетчиком. Потом девушка окончила курсы бухгалтеров, стала работать бухгалтером в конторе «Полимера». На заводе она проработала 43 года и оттуда ушла на пенсию в должности заместителя главного бухгалтера.

Свою работу А. М. Рязанова очень любила, шла с большим удовольствием. «Я с цифрами разговаривала, настолько они мне дороги были», - признается она. Появится ошибка в расчетах, Анастасия Макеевна все внимательно пересчитает по несколько раз, пока не найдет просчет. Бывало, домой придет, а мыслями все на работе - «ну где ж допущена ошибка?». А правильный ответ приходил… во сне. 

Когда работала начальником производственного отдела, А. М. Рязанову все время преследовала мысль, что она работает мало, что может больше. Тогда трудолюбивая женщина попросила главного бухгалтера перевести ее в финансово-расчетный отдел. И как ни отговаривали ее, ни предупреждали, что там продыху не будет, Анастасия Макеевна от своего не отступила. 

Надо сказать, что бухгалтера не обманули. Продыху в новом отделе действительно не было. А. М. Рязанова часто оставалась после работы, раскладывала документы на столе и подолгу смотрела на расчеты и вычисления, нужно было проследить, откуда появлялась каждая цифра. Вот так новоиспеченный сотрудник из финансово-расчетного и постигала азы работы отдела.

И жизнь, и слезы, и любовь
   
На заводе Анастасия Макеевна нашла не только работу, но и своего будущего мужа - Ивана Семеновича Рязанова, также трудившегося на «Полимере». Молодые люди понравились друг другу, сыграли свадьбу. Жили очень дружно, друг друга уважали. Любили вместе отдыхать в пансионатах. Потом родилась дочка Леночка. Когда Лене исполнилось 14 лет, Ивана Семеновича не стало.

Был праздничный день -  Анастасия Макеевна должна была отмечать свое 50-летие. Уже закупили продукты. На заводе собрались все сотрудники, чтобы поздравить коллегу с юбилеем, а именинницы все нет. Все это время А. М. Рязанова находилась в больнице у кровати мужа, с которым случился инфаркт. Так, в день своего 50-летия Анастасия Макеевна потеряла самого близкого человека.
   
Дом не велик, а сидеть не велит
   
Но надо было жить дальше, поднимать на ноги дочь. Елена выросла трудолюбивой, как мама. Сейчас у Анастасии Макеевны уже вышли замуж обе внучки - Настя и Катя. Они часто приходят навещать бабушку вместе с ее правнуками - их у А. М. Рязановой трое. И дочь, и внучки - большие рукодельницы, квартиру Анастасии Макеевны украшают вышитые ими картины. Да и помочь они всегда рады - приносят продукты, стирают. Вот только гладить Анастасия Макеевна никому не разрешает - только сама. 

Чтобы не скучать дома, трудолюбивая женщина старается убираться в квартире своими силами - сделает влажную уборку.

- Дом не велик, а сидеть не велит, - говорит она. 

В квартире у А. М. Рязановой идеальный порядок, все блестит. Анастасия Макеевна никогда себя не жалела, не боялась трудиться, поэтому больше всего сегодня ее огорчает человеческое безразличие. Например, подъезд часто бывает грязным, а убираться никто не хочет. И тогда 90-летняя Анастасия Макеевна, забыв про свою аллергию на пыль, берет щетку, швабру и тряпку и выходит на лестничную клетку. Весь подъезд вымыть ей, конечно, не под силу, а вот пролет на своем этаже отмоет дочиста. 

Раньше женщина много читала, особенно нравились детективы - в домашней библиотеке собрана вся Маринина, много книг Поляковой, Устиновой, Донцовой. Но сейчас, увы, зрение садится. И провести часок-другой за книгой Анастасия Макеевна уже не может. 

- Остался у меня только «Чапаевский рабочий», - вздыхает она. - Не могу позволить себе не знать о том, что происходит в городе. Поэтому беру лупу и потихонечку весь свежий выпуск изучаю.

После смерти мужа Анастасия Макеевна стала каждое утро, не пропуская и дня, делать зарядку. Даже когда лежала в больнице, поднимала ноги и крутила «велосипед». Накручивала до 60 оборотов! А как иначе? Надо поддерживать форму! Ведь есть еще много всего, чему она может научить правнуков, когда те подрастут.  
   
Много лет проработала Анастасия Макеевна на высокой должности, но ни разу никто не упрекнул ее в заносчивости, чрезмерной гордости. Личным примером она доказала, что работы не нужно бояться. Ее нужно любить. И сейчас, засыпая, наша героиня иногда видит во сне многозначные цифры, расчеты с дебиторами и кредиторами, выписки Госбанка, платежки, учет готовой продукции… да и много чего еще, без чего не представляет своей жизни.  
   
Наталья ЗЛОБИНА.
Фото автора.
Комментарии (0)