Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество ЛЬГОТНИКАМ ЗДЕСЬ НЕТ МЕСТА?

ЛЬГОТНИКАМ ЗДЕСЬ НЕТ МЕСТА?

2 июля 2014 года
ЛЬГОТНИКАМ ЗДЕСЬ НЕТ МЕСТА?

- Проезд оплачиваем! - бодрым голосом командует водитель, осматривая глазами только что заполнившуюся «Газель». И тут же со всех углов салона слышен звон передаваемой мелочи. 

- А у меня «сезонка»! - раздается с заднего сиденья. 
Услышав эту фразу, водитель резко меняется в лице. 
- Как же вы надоели со своими «сезонками!», - недовольно бурчит он. - Вы уже седьмая за сегодняшний день...

Не важно, на каком маршруте произошла эта история. Важно то, что она для Чапаевска типичная. Думаю, вам не раз приходилось становиться свидетелем или даже участником подобного конфликта. 

В редакцию «Чапаевского рабочего» пришло письмо от пенсионерки Татьяны Григорьевны Пивонос. «На пенсии я уже давно. Но пользоваться проездным билетом в «Газели» не приходилось, - пишет она. - С проблемами, которые возникают у всех пользователей, столкнулась недавно, когда приобрела проездной сама». Далее читательница рассказывает о конфликтных ситуациях, с которыми она столкнулась во время поездок в маршрутном такси.  «Очень бы хотелось на страницах газеты обсудить эту проблему и подробно разобраться в вопросе использования единых социальных проездных», - пишет читательница. Что ж, Татьяна Григорьевна, а также другие горожане, пользующиеся «сезонками», давайте разбираться!

Что такое ЕСПБ?

Итак, единый социальный проездной билет, или сокращенно ЕСПБ, - проездной документ, дающий право его предъявителю на проезд в городском транспорте. Приобрести его могут лишь определенные категории граждан, так называемые льготники: пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий и другие. Стоимость месячного билета составляет 270 рублей. Обычному горожанину такой суммы хватит ровно на 18 поездок. «Льготники» же фактически пользуются проездными в неограниченном количестве, так как контроль количества поездок при действующей системе отсутствует. В результате пенсионеры занимают места, которые могут занимать «платные» пассажиры. Водителей такой расклад, конечно же, не устраивает. Отсюда и возникают конфликты. 

«Водитель даже не остановился…»

«Я на пенсии, но продолжаю работать медсестрой. Проездным пользуюсь давно. Это очень удобно и выгодно. Тем более что сейчас, в летнее время, количество поездок увеличится - у меня своя дача, - рассказывает пассажирка Н. А. Носова. - В целом водители нормально реагируют на мою «сезонку», хотя иногда, особенно если в салоне одновременно 3 - 4 льготника, начинают возмущаться. Я - человек неконфликтный. Сразу предлагаю оплатить свой проезд наличными. Но ни один шофер пока денег не взял».

Другой жительнице нашего города, также имеющей право на проезд по ЕСПБ, повезло меньше. Людмила Михайловна Пушкова с негативом со стороны водителей сталкивается чуть ли не каждый день. «Конечно, не все «газелисты» грубят пассажирам с «сезонками». Однако не раз были случаи, когда водители в глаза говорили, что зря остановились, что возят пенсионеров с проездным билетом в ущерб себе и еще очень много «добрых слов», - рассказывает пенсионерка. Иногда женщине настолько неприятно становилось выслушивать все это, что она сходила на следующей же остановке, не доезжая до места назначения.

Порцию жалоб на хамство водителей пришлось выслушать и по телефону. В редакцию позвонила женщина, не захотевшая назвать своего имени. Неизвестная собеседница по ту сторону трубки оказалась инвалидом 2-й группы. По состоянию здоровья ей часто приходится ездить в больницу, поэтому она уже третий год пользуется «сезонкой». «Город небольшой, водители на маршрутах одни и те же, уже всех пассажиров в лицо знают, - чуть не плача говорила она. - Вот и меня уже знают - знают, что я езжу с проездным. Были случаи, когда я стояла на остановке одна, и «газелист», зная, что я денег ему не принесу, даже не остановился».

Зачем возить себе в убыток?

У водителей - своя правда. Из средств, полученных от продажи ЕСПБ, они не получают ни копейки. Поэтому и недоумевают, зачем возить «бесплатных» пассажиров себе в убыток. Во многом именно от водителя зависит, поедет ли пассажир с «сезонкой» по нужному маршруту или ему придется подождать следующего транспорта. Одни категорически не пускают в свой салон льготников, другие пускают, но фраза «у меня сезонка» действует на них хуже, чем красная тряпка на быка, и  пассажиру приходится выслушивать далеко не самые приятные отзывы на протяжение всей поездки. Однако бывают и лояльные к проездным билетам шоферы: всех пускают, слова грубого не скажут. 
Силикатная площадка, конечный пункт маршрута № 1. Водители, дожидаясь своей очереди, непринужденно беседуют. Стоило мне задать вопрос о единых проездных билетах, тут же поднялся шум. Сразу видно, что для городских извозчиков это больная тема. 

- Льготников возить приходится довольно часто, - говорит один из водителей Юрий Александрович Меркулов. - Бывает даже, что в салоне, рассчитанном на 13 мест, сидят 8 человек с «сезонками»! Представляете, сколько прибыли мы теряем.

Раздражает извозчиков и еще один факт. Есть несколько категорий пассажиров, которые вошли у водителей в неофициальный «черный список». Во-первых, это те, кто катается в маршрутке просто так, от скуки (есть, оказывается, и такие). Вторая категория под условным названием «сэкономлю каждый рубль» - в основном это пенсионерки, которые едут на другой конец города, потому что там крупа дешевле. Наконец третья категория, которая вызывает у шофера маршрутного такси, пожалуй, больше всего раздражение. Эти льготники зарабатывают на жизнь тем, что собирают бутылки в урнах. А большинство «мусорок», как известно, расположено у остановок. Льготницы садятся в салон, проезжают одну остановку, выходят, проверяют урны на наличие содержимого, а потом спокойно ждут следующий транспорт. Так и передвигаются: от остановки к остановке, от урны к урне. 

Конечно, мало кому из водителей нравится такой расклад. Поэтому они предлагают несколько вариантов решения: распределять средства, полученные от продажи проездных, между «газелистами», ведь обслуживание и ремонт транспорта они осуществляют за свой счет; ввести компостирование, чтобы ограничить количество поездок в месяц… 
- А я так считаю, - говорит Ю. А. Меркулов, - пусть средства, полученные от продажи «сезонок», перечисляют на счет детского дома или приюта в Чапаевске. Думаю, другие водители согласятся со мной. По крайней мере они будут знать, что эти деньги идут во благо. Конечно, не всем так будет удобно. Но уверен, что в этом случае недовольство со стороны водителей значительно снизится. 

Поведение водителей оправдывает и директор ООО «РУС-АВТО» Н. Г. Гурьянова: 
- Из-за того, что люди, приобретающие ЕСПБ, пользуются льготой не-ограниченное количество раз, водители отказываются при большой загруженности автобуса провозить по ЕСПБ. Субсидии по перевозкам пенсионеров за счет бюджетов всех уровней мы не получаем. То есть наша организация, в том числе и водители, осуществляя неконтролируемые поездки по ЕСПБ, теряет выручку (доход). Таким образом, расходы по перевозкам по ЕСПБ превышают доход. Транспортная организация поддерживает стабильное финансовое состояние за счет сопутствующих видов деятельности, которые приносят прибыль. В настоящее время проводятся мероприятия по контролю и учету поездок по ЕСПБ.

Куда уходят средства?

Так куда же все-таки уходят средства, полученные от продажи ЕСПБ? С таким вопросом редакция обратилась к руководителю управления торговли, транспорта, связи и содействия развитию малого и среднего предпринимательства администрации г. о. Чапаевск Д. С. Гилячеву. Дамир Султанович ответил следующее:

- Средства, полученные от реализации ЕСПБ на все виды общественного транспорта (кроме такси) в ОПС г. о. Чапаевск Новокуйбышевского почтамта по дополнительному соглашению от 1.04.2013 г. к договору от 31.01.2011 года, направляются МУП «Чапаевск-транссервис» - 50%, ООО «РУС-АВТО» - 50%. По результатам конкурса, проведенного в июле 2013 года, договора на осуществление пассажирских перевозок заключены с МУП «Чапаевсктранссервис», ООО «РУС-АВТО», ИП Уварова. Согласно данному договору указанные перевозчики обязаны и осуществляют перевозку пассажиров по ЕСПБ. Директора ООО «РУС-АВТО» и МУП «Чапаевск-транссервис» предупреждены об улучшении организации пассажирского обслуживания на маршрутах в части провоза пассажиров по единому социальному проездному билету. Ежемесячно при проведении периодических инструктажей руководителями указанных предприятий до водителей доводятся правила перевозки пассажиров по ЕСПБ. 

То есть средства, полученные от продажи «сезонок», делятся пополам между «РУС-АВТО» и «Чапаевсктранссервисом». А куда же они уходят потом? Н. Г. Гурьянова на этот вопрос ответила коротко: 

- Эти средства направляются нашей организацией на благотворительную помощь. 

Вполне неплохо, если так оно и есть. Только водители маршруток об этом, скорее всего, не знают. Может, стоит рассказать им об этом подробнее на одном из общих собраний? Возможно, тогда многих конфликтных ситуаций, возникающих в салоне, можно будет избежать. 
А как у них?

Кстати, проблема вокруг единых социальных проездных билетов существует не только в Чапаевске. Она актуальна для многих других областей нашей страны. В каждом регионе стараются разрешить сложившуюся ситуацию по-своему. 
Белгородская, а следом за ней и Нижегородская область давно перешли на талонную систему: традиционную карточку-сезонку заменили на талоны разового проезда. В Белгороде в зимний период к проездному выдается 30 талонов, в летний - 40. Причем за дополнительные 10 талонов льготники доплачивают еще 50 рублей. Однако и такой расклад, видимо, не устроил перевозчиков, поэтому с нового года в Белгороде количество талонов было сокращено до 20.
Тем не менее опыт этих областей интересен тем, что талоны эти водители потом могут обналичить, то есть получить оплату наличными из средств областного бюджета при сдаче указанных проездных билетов. 

В Орле перевозка льготников осуществляется лишь на части маршрутов. Узнать, какой из автобусов довезет их до места назначения по ЕСПБ, а какой лишь за наличные, орловчане могут по специальной наклейке на корпусе транспорта - буквы «С», что значит «Социально значимый». В нашем городе уже применялась похожая система, однако быстро сошла на нет.

Еще ряд населенных пунктов действует по схеме ограниченного числа мест в салоне. Например, в маршрутке, рассчитанной на 13 пассажиров, должно сидеть не более 2-х льготников. То есть если в салоне уже набран этот лимит, водитель имеет полное право не брать третьего. 

Возможно, опыт других городов можно применить и в Чапаевске. Но приживется ли он? Не факт, что введение талонной системы, а значит, и ограниченного числа поездок в месяц не вызовет волну недовольства среди льготников. А так хочется, чтобы, как пишет читательница Татьяна Григорьевна Пивонос, «пассажиры и водители радушно приветствовали друг друга перед началом поездки, а сама поездка была бы приятной для обеих сторон». 

Наталья ЗЛОБИНА

КСТАТИ…

Чтобы предъявить претензию водителю, допускающему нарушения при перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету, необходимо  по телефонам 2-15-35 и 2-19-13 сообщить гос. номер автомашины и номер маршрута. В случае неоднократного нарушения у водителя будет изъята маршрутная карта и автотранспортное средство снято с маршрута.
Комментарии (1)
Гость, 27.09.2016 в 15:04

Почему ЕСПБ по всей Р.Ф. стоит 150 рублей, а в Чапаевске 270 руб?