Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ АГРЕССИИ?

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ АГРЕССИИ?

13 мая 2014 года
КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ АГРЕССИИ?

В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте, так как центральное новообразование подросткового возраста - возникновение чувства взрослости, нередко сопровождающегося неразвитостью нравственных представлений, потребительской ориентацией, эмоциональной грубостью, агрессивным способом самоутверждения. Показатели типов агрессии изменяются в связи с взрослением подростка. И тем не менее выявленные особенности позволяют индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс, эффективно выстроить взаимодействие между учеником, учителем и родителем, уменьшив тем самым количество стрессогенных ситуаций, провоцирующих подростка к отклоняющемуся поведению. 


Что выясняет психолог? В основе используемой методики «Тест эмоций» лежит изучение следующих видов реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Наивысший показатель 5 баллов. Им отвечает проявление данной реакции в полной мере.

Анализируя данные 2014 года, необходимо отметить, что максимальный балл в показателях вербальной агрессии отмечается у 8,95% респондентов (36 чел. из 391), физической - 6,9% (27 чел. из 391). При этом наивысший средний показатель физической агрессии (от 2,5 до 3,5 балла) чаще отмечается в школе-интернате № 1, школах №№ 8, 12, 23, 9, 21 (2014 г.). В школах №№ 12, 21, 23, 8, школе-интернате № 1 показатели относительно высокие.
 
Агрессивное поведение и склонность к наркотизации тесно взаимосвязаны независимо от того, что является первичным.

Их проявление может быть обусловлено различными факторами (не столько внешними, сколько внутренними, семейными). Ведь любая из форм семейного неблагополучия может быть прямой или косвенной причиной приобщения подростка к наркотикам: одни родители воспитывают ребенка в «ежовых рукавицах», другие - унижают, прибегают к физическим наказаниям, третьи - вовсе отстраняются от проблем подростка. Любой из таких стилей родительского «воспитания» может спровоцировать подростка искать понимания, общения, возможности проявить себя вне семьи. 

Подросток может прибегнуть к наркотикам в иллюзорных поисках недостающего уважения и тепла. И если среди его приятелей окажутся пристрастившиеся к наркотикам, то, скорее всего, и он последует дурному примеру своих друзей.

Но даже в ситуации, когда подросток обратился к наркотику, чтобы снять тревожность, родители должны психологически правильно реагировать на ситуацию, избегая наказания и обвинений. Знания особенностей подросткового возраста, факторов, которые влияют на возникновение конфликтов и формирование зависимостей, позволяют родителям и педагогам предотвратить их. По результатам исследования педагогом-психологом вырабатываются практические педагогические рекомендации для классных руководителей и родителей, направленные на снижение уровня проявлений разных видов агрессии, профилактику наркомании среди подростков, обучение правильным способам выхода из конфликтных ситуаций. Эти материалы - основа психологического просвещения всех субъектов образовательного процесса через классные часы, педагогические советы, семинары, родительские собрания. 

Специалисты центра социальной помощи семье и детям, кабинета профилактики, наркодиспансера также проводят просветительскую работу, предоставляя альтернативные формы деятельности с детьми в данном направлении. Результаты исследования несут в себе практическую ценность, позволяют педагогам сотрудничать с родителями, строить работу с учетом особенностей развития личности их ребенка, избегать конфликтов в общении с подростками, выстраивать бесконфликтное межличностное общение учащихся в классах.

Выяснилось: существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так, у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14 - 15 лет, у девочек - 11 лет и 13 лет. Причем вербальная агрессия часто переходит в физическую. 

Именно родители и педагоги, владея этой информацией, должны опираться на нее, ибо она помогает раскрыть ресурсы психики и личности молодого человека, оказать помощь ему в самореализации, предупредив тем самым употребление ПАВ. Агрессивное поведение может быть подконтрольно человеку и направлено в мирное русло, например, на занятия спортом. Поэтому следует включить в план проведения городских дней профилактики представителей культурно-досуговых центров и библиотек.
   
Е. СТЕПАНОВА,
начальник отдела социопсихологического сопровождения 
ресурсного центра.
Комментарии (0)