Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество ФИЛЬМЫ О ВОЙНЕ ОН СМОТРЕТЬ НЕ МОГ...

ФИЛЬМЫ О ВОЙНЕ ОН СМОТРЕТЬ НЕ МОГ...

6 мая 2016 года
ФИЛЬМЫ О ВОЙНЕ ОН СМОТРЕТЬ НЕ МОГ...

Мы, дети войны, скоро останемся единственными живыми свидетелями тех страшных событий... Мне было три года, когда началась война. Мой отец, Василий Гаврилович Киященко, в 1941 году ушел на фронт. И мать осталась с двумя детьми трех и пяти лет.

   
Жили мы в Краснодарском крае, на станции Гулькевичи (теперь это небольшой город), где были оккупированы немцами. До сих пор перед моими глазами картина: женщины, плачущие дети, ревущие коровы, старики… все бегут куда-то мимо реки. А вокруг горит земля, в небе самолеты  сбрасывают бомбы. Теперь я знаю, это река Кубань, а люди убегают из своих мест, потому что наступают фашисты. Мы не смогли никуда убежать, вынуждены были вернуться домой. Несколько дней прямо над нами шли воздушные бои. Помню, моя сестра все время сидела под кроватью, потому что боялась посмотреть в окно, где полыхало зарево от взрывов. А я почему-то над ней смеялась, обзывала  трусихой. Позже мама часто вспоминала это.

Не могу ничего рассказать о жизни при немцах, так как они у нас не жили. Хотя одна деталь запомнилась. Однажды немец нас угощал шоколадом,  видимо, дома у него тоже остались дети. 

Когда  немцев выгнали из наших мест, мы, дети, играли в разрушенных зданиях с остатками оружия. Как-то раз в помещении бывшего клуба, где мы озорничали, взорвалась бомба, и на наших глазах погиб мальчик. Это было страшно. 

Отец мой на войне был простым солдатом в стрелковом полку. В июле  1942 года он попал в плен под городом Ростовом и был помещен в лагерь для военнопленных в город Донецк, а в феврале 1943 года направлен  в концентрационный лагерь г. Флюссенбурга, где работал на фабрике чернорабочим. Был освобожден американскими войсками в апреле 1945 г. Папа был уволен из армии по болезни как репатриированный, прошел государственную  проверку в органах УФСБ. Позже - награжден орденом Отечественной войны,  медалью Жукова.

Мы очень просили отца рассказать побольше о войне, о жизни в концлагере. Он уходил от этой темы. Фильмы о войне он смотреть не мог, всегда говорил: «Это брехня» или плакал.  Папа никогда ничего для себя не просил - таким он был человеком. И позже, когда участникам войны продавали вне очереди дефицитные в то время стиральные машины, автомашины,  холодильники и прочие  «блага», он отказывался. Не потому,  что у них с матерью или у нас, его детей, это было, он считал, что это постыдно. У отца очень тоненькая трудовая книжка, хотя общий  трудовой стаж 40 лет: работал котельщиком на вагонно-ремонтном заводе, ремонтировал товарные вагоны, был уважаемым человеком, членом завкома профсоюзов. В трудовой книжке одни награды и благодарности. Папа прожил  93 года, наверное, потому, что всегда много трудился. Вот таким был мой отец: простой человек, рядовой солдат, профессиональный рабочий. Такими тогда были все, прошедшие горнило войны, защитившие нас от нацистской чумы.

В моей семье генеалогическое дерево состоит уже  из шести поколений. И главная задача, чтобы историю семьи, отца, участника Великой Отечественной войны, знали не только его внуки и правнуки, заставшие  его  живым, но и народившиеся праправнуки.

Если будем это помнить, нам ничего не страшно.
   
Е. ПУСТОБАЕВА.
 
Комментарии (0)