Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? МЫТЬ ИЛИ НЕ МЫТЬ?

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? МЫТЬ ИЛИ НЕ МЫТЬ?

26 октября 2016 года
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? МЫТЬ ИЛИ НЕ МЫТЬ?

Вступив в должность министра образования и науки Российской Федерации, Ольга Юрьевна Васильева сделала несколько заявлений о необходимости некоторых изменений в российской системе образования. Особенно бурно общественностью обсуждается предложение нового министра о возвращении трудового воспитания в школу - в систему образования, по ее мнению, необходимо вернуть работу на приусадебном участке и уборку школьных помещений, прекратив тем самым воспитывать потребителей: «Мы должны вернуть прежде всего ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет». 


Напомним, что дежурство по классу отменили лет двадцать назад. По существующему закону об образовании для того чтобы ученик пришел на субботник или вышел на прополку пришкольного участка, необходимо просить разрешения родителей и администрации. Призыв нового министра образования многие граждане поняли как возвращение к традициям старой, доброй советской школы.  Мы решили выяснить и мнение жителей нашего города по данному вопросу - быть или не быть трудовому воспитанию в школе? Мыть или не мыть ученику полы в своем классе? И пригласили всех желающих в соцсетях «ВКонтакте» в группе «Чапаевский рабочий» высказать свое мнение.

Как и ожидалось, мнения разделились. Даже в педагогических кругах нет единого мнения. Некоторые педагоги старшего поколения, которые успели поработать еще в советской школе, уверены, что из всех форм воспитательной работы самая эффективная - воспитание трудом. Когда ученики поддерживают порядок и чистоту в своем классе, они как бы получают и первые навыки жизни в социуме и учатся работать в команде. А что же написали наши респонденты? 

Елена Астафьева:
- И что в этом зазорного? Мы дежурили  по классу, мыли полы, поливали цветы. Было все хорошо - мы приучались к труду, и никто не обижался.
 
Nata Riesen:
- Я впервые слышу, что это было отменено, и очень сожалею, что отменили труд в школе. Как ребенок будет уважать и ценить чистоту, если за него убирают другие! Мы мыли полы, было важно! Мы не рвали цветы на клумбах (мы же их сами посадили), не писали на партах (потому что сами их мыли). Мы ненавидели мыть центральную лестницу и обожали дежурить в гардеробе. Я - за трудовое воспитание!

Марина Ельтинова:
- Я мыла полы по собственному желанию два раза в неделю: вторник был моим днем дежурства, а  четверг был днем уборки класса моей подруги, и я ей помогала. Ничего плохого в этом нет. Я бы и сына отправила мыть полы в классе, чтоб ценил чужой труд. Но он пока пошел в первый класс. А с 4 - 5 класса можно уже приучать детей к труду.

Некоторые респонденты, по всей вероятности люди более старшего поколения, вспоминали, что были времена, когда в школах были мастерские. Детей учили столярному, плотницкому, слесарному делу, вместе со свидетельством об окончании 11 классов вручали и свидетельства о приобретенной профессии, например, аппаратчика, киповца и  так далее. При интернате № 1 был свой трудовой лагерь - старшеклассники трудились на сельскохозяйственных полях. Как правило, из школы уже выходили люди, приученные к труду и умеющие ценить труд других людей.

Среди участников опроса почти такое же количество респондентов оказались противниками того, чтобы дети мыли полы в классе. Приведем некоторые ответы.

Татьяна Кириллова:
- Я вот мыла полы в школе: убирала плевки, слюнявую шелуху от семечек в партах, исписанные ручкой парты… мыла ледяной водой, таская тяжелые ведра. Все ученики убирались (или делали вид), дежурили, но в классе по-прежнему было грязно, потому что если в семье тебя с детства не научили вести себя нормально в обществе, не быть свиньей, никакие отработки, мытье грязных полов и т. п. не научат ценить чужой труд. Родители меня так воспитали, что я в жизни не брошу даже фантик на улице. И это за-слуга не школы. Зато школа меня унижала тем, что заставляла убирать всю грязь за другими. Свою дочь постараюсь уберечь от подобных «дежурств».

Ваня Серов:
- Только не мытье полов после уроков. После 7 урока весь как лимон выжатый, одна мечта - до дома дотащиться. А все остальное - на субботниках или уроках технологии, физкультуры - это можно. Думаю, никто не помрет.

Алина Антонова:
- Не с нынешней нагрузкой по школьной программе…

Ну а выводом в нашей дискуссии можно считать комментарий участника опроса Александра Васильевича ДУНАЕВА (как он сам представился в сети):

- Быть, быть и еще раз быть (надо полагать, трудовому воспитанию). Проблема не в том, что нужно оно или не нужно. А в том, чтобы оно было правильным и несло пользу в первую очередь ребенку, а не решало за его счет чьи-то проблемы.

Подготовила Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото Ларисы КНЯЗЕВОЙ.
 
Комментарии (0)