Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Общество БЕЗЫМЯННЫЙ ОБЕЛИСК

БЕЗЫМЯННЫЙ ОБЕЛИСК

8 июня 2012 года

Среди густой зелени деревьев мы с трудом нашли высокий металлический памятник с надписью «Безымянным летчикам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.». Судя по венку и еще не увядшим цветам, накануне Дня Победы здесь побывали учащиеся школы № 10, установившие шефство над памятником.

Иван Петрович припомнил, что 70 лет назад, в 1942 году, завершилось строительство первой очереди группы Куйбышев-ских авиационных заводов, приступивших к массовому производству военных самолетов.

- Еще осенью 1941 года в Чапаевске появились военные летчики 12-го запасного авиационного полка. Штаб, казарма, столовая разместились в Соцгороде, где я тогда жил. Потом началось строительство аэродрома у станции Звезда, в котором участвовали многие горожане. Так что все это проходило на моих глазах, - вспоминает Иван Петрович. - Зимой 1942 года взлетная полоса была готова, вырыты землянки, а полк перебазировался из Чапаевска на аэродром, стали прибывать на Звезду первые штурмовики ИЛ-2 для технического осмотра и подготовки к отправке на фронт.

Тогда Ивану Петровичу было всего 15 лет. Вместе со школьным другом Николаем Кончаевым они постоянно бывали на аэродроме, благо командиры их знали по Соцгороду. Отметив смышленость ребят и тягу к технике, их вскоре поставили на довольствие, приняв как сыновей полка. Иван и Николай быстро освоили операции по обслуживанию самолетов: заправка топливом и боеком-плектом, помощь в мелком ремонте.

- Здесь же, после ускоренных трехмесячных курсов, молодые летчики получали самолеты для отправки на фронт, - продолжает Иван Петрович. - Несколько вылетов с инструктором, и - самостоятельные полеты на новых самолетах. Испытательный полигон находился за артиллерийским полигоном в районе Нагорного поселка. Обязательный элемент тренировочного полета - пикирование на цель для точного бомбометания. На этой операции чаще всего и гибли летчики. Сейчас трудно сказать, что явилось причиной этому: то ли недоработки в сборке самолетов (часть из них поступала на станцию Звезда на железнодорожных платформах в разобранном виде и собиралась на месте), то ли неопытность летчиков. Но в 1942 году ни дня не обходилось без аварий. Я тогда уже водил бортовой ГАЗ-АА и доставлял солдат с аэродрома к месту аварии. Если самолет не сгорал вместе с летчиком, то из комбинезона просто вытряхивали то, что оставалось от человека. Поэтому останки помещали в небольшие деревянные ящички и хоронили сразу после доставки с места катастрофы в этом месте, где сейчас стоит памятник. Поэтому даже и крестов не ставили с фамилиями. Конечно, учет состава полка велся, но все документы хранятся в каком-нибудь архиве. Вот и остались сотни захороненных здесь летчиков безымянными.

На аэродроме Иван Петрович проработал до конца 1944 года, когда был призван в ряды Красной Армии танкистом. После войны неоднократно обращался во все инстанции, писал в Центральный военно-исторический архив в Подольске, пытаясь найти архивы 12-го запасного авиационного полка. Но получал ответ: частным лицам такая информация не предоставляется.

В последнее время военные архивы стали более доступны. Появилась информация в Интернете. Но у 85-летнего ветерана здоровье уже не то, чтобы заниматься этим вопросом. И все-таки Иван Петрович верит: найдутся энтузиасты поиска, и через некоторое время на безымянном обелиске появятся имена летчиков, вставших на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны.

Сергей ЧИГРИНЕВ.

Фото автора.

Комментарии (0)