Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Культура и искусство УСЛЫШАТЬ И… ЗАМЕРЕТЬ

УСЛЫШАТЬ И… ЗАМЕРЕТЬ

10 апреля 2013 года

«Два века с Верди» - так называется начавшийся международный оперный фестиваль. На сцене Самарского театра он будет представлен тремя вердиевскими операми: «Травиата», «Риголетто» и «Аида». Напомню, что за всю свою жизнь Д. Верди (1813 – 1901 гг.) написал 26 опер. Считается, что все они посвящены утверждению человеческого достоинства и свободы личности, обличению социальной несправедливости. За 80-летнюю жизнь Самарского театра «Аида» ставилась в 1934, 1936, 1974 годах.

И вот 2013 год. Второй спектакль после премьеры. Зал полон. Даже на балконе видны зрители. В программке читаем: «Я захвачен. Вообразите! Сочиняю оперу для Каира!!! Если бы два года назад кто-либо сказал мне: «Ты будешь писать для Каира», я счел бы его безумцем, теперь же вижу, что этот безумец я сам», - так писал 57-летний Верди к другу детства Джузеппе Пирали. Европейцу написать музыку к либретто, основанному на старинной египетской легенде, - неимоверный труд (сколько всего нужно было перечитать, изучить, прослушать). И именно «Аида» принесла Верди международную славу. Премьера состоялась в Каире.

Занавес, выполненный в стиле египетских иероглифов, символов, пирамид, закрыт. Звучит увертюра (дирижер-постановщик заслуженный деятель искусств России А. Анисимов). Слышны романтические и в то же время драматические звуки. Зритель – в ожидании. Наконец спектакль начинается (длился он почти четыре часа, с тремя антрактами). Открывается занавес. На сцене дворец фараона в Мемфисе представлен в полном богатстве и великолепии – все блестит и переливается в золоте (художник-постановщик В. Окунев, сотрудничавший со многими знаменитыми театрами мира). Невозможно сдержать вздохи восхищения. Музыка, арии, дуэты, хоровые сцены, экзотические танцы, торжественные шествия, костюмы, декорации сливаются в единый великолепный ансамбль и увлекают, переносят в то далекое время, в мир египетских войн, политики, интриг. И на фоне этого – любовь рабыни Аиды (лауреат международного конкурса Татьяна Ларина) и начальника дворцовой стражи Радамеса (Дмитрий Крыжский, лауреат всероссийских и международных конкурсов).

Радамес не знает, что Аида на самом деле эфиопская царевна. Египет выиграл войну с Эфиопией. Готовится новое сражение, войско египтян предложено возглавить Радамесу. Опять победа Египта, много пленных, среди которых и отец Аиды, эфиопский царь Амонсро (Георгий Цветков), который выдает себя за обычного воина. Аида бросается к отцу. Радамес, видя страдания любимой, просит царя Египта не убивать пленных. Интригу начинает дочь царя Египта Амнерис (Наталья Фризе), догадывающаяся о любви Радамеса, за которого сама хочет выйти замуж. В интригу втянуты жрецы, жрицы… В душе влюбленных борются любовь и долг. Как правильнее – отказаться от любви или от родины?

Радамес случайно проговаривается возлюбленной, не зная, что их разговор подслушивает ее отец, о месте продвижения своего войска, и становится невольным предателем родины. Жрецы готовятся к суду над Радамесом. Амнерис умоляет его покаяться, обещая ему свою любовь, корону Египта, если он откажется от Аиды. Но Радамес непреклонен – ради любви к Аиде он пожертвовал честью и родиной. Верховный жрец выносит приговор: изменник будет живым погребен в подземелье. Перед смертью он думает о возлюбленной. Внезапно раздается слабый стон, и Радамес видит Аиду, которая, узнав о его участи, решает погибнуть вместе с ним.

О любви создано много музыкальных, поэтических, драматических произведений. Рассказанная сейчас история, возможно, и не произведет впечатления, потому что вы не слышите музыки Верди, не видите на сцене самого действа. А оно, поверьте мне, потрясает. Музыка проникнута глубоким психологизмом, поражает богатством мелодий и самобытностью. В последней сцене нет трагизма, наоборот, мелодии светлые. И слова «Сияет небо нам! Летим туда, где счастью нет конца, летим туда, где светлой жизни нет конца» (подстрочный перевод) говорят о бессмертии любви и об обретенном счастье.

 

 

 

Людмила ДЕШЕВЫХ. 

Комментарии (0)