Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Культура и искусство О ЛЮБВИ И БРЕННОСТИ ЖИЗНИ

О ЛЮБВИ И БРЕННОСТИ ЖИЗНИ

11 апреля 2014 года
О ЛЮБВИ И БРЕННОСТИ ЖИЗНИ

Одиннадцатый раз на главной оперной сцене Самары прошел весенний фестиваль оперного искусства. Его концепция такова, что каждый новый фестиваль - новая тема. В этот раз это - «Лики любви». В период с 28 марта по 6 апреля были представлены три спектакля - «Аида» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского и премьера «Флория Тоска» Пуччини. Отличие фестивальных спектаклей от обычных в том, что наряду с мастерами самарской сцены в главных партиях выступают приглашенные гости, солисты ведущих театров России. Конечно, лики любви бывают разными, в этот раз они трагические.


Аида и Радамес идут на смерть, видя в ней освобождение от земных страданий. Флория Тоска и Марио Каварадосси становятся жертвой коварного и вероломного Скарпиа. Дж. Пуччини в драме Виктора Сарду «Тоска», видно, привлекло то, что писатель обратился к тем социальным слоям, которые раньше в опере не изображались. Главные герои - талантливая певица и влюбленный художник, настоящий романтик по натуре. «Со мною ты - и солнца мне не надо! Уйдешь - и станет мир темней могилы», - поет он. Блистательно звучали все арии Марио Каварадосси в исполнении солиста Мариинского театра, заслуженного артиста России, народного артиста Республики Татарстан Ахмеда Агати, да так, что зрительный зал взрывался аплодисментами в ходе спектакля. Тоску пела солистка Национальной оперы Украины имени Т. Шевченко, лауреат национальной премии Украины, международных конкурсов Оксана Крамарева. И дуэты их были тоже превосходны.

Спектакль шел на итальянском языке. И, конечно, нельзя не заметить, как романтично и гармонично звучал оркестр. С приходом в театр на должность музыкального руководителя и дирижера заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Республики Беларусь Александра Анисимова у оркестра открылось новое дыхание. Режиссером-постановщиком выступал народный артист России, лауреат многих премий Юрий Александров (Санкт-Петербург), художником-постановщиком и художником по костюмам - народный художник из Санкт-Петербурга Вячеслав Окунев. Когда весь постановочный коллектив работает в одном ключе, зритель это замечает, потому что ему просто нравится все, что он видит и слышит со сцены. Вот в первом действии декорации церкви Сант-Андреа прекрасно выполнены в соответствии с той эпохой - конца XVIII века. Одежда героев выполнена в том же стиле в соответствии с их статусом.

Следует сказать, что в большинстве оперных постановок любовная интрига развивается на фоне определенных политических событий. Так и здесь. Наполеон вторгся в Рим и установил там республику, которая управлялась семью консулами. Когда Рим вновь взяли войска Неаполитанского королевства, один из консулов спрятался в этой церкви. Благородный Каварадосси помогает ему и даже под пытками не выдает, где он скрывается. На сцене женщины всегда любят благородных, а Тоска еще и страшно ревновала своего возлюбленного, возможно, именно это и сгубило их. А еще доверчивость - они не могли представить, каких границ может достигать человеческая подлость. Ее в спектакле представляет Барон Скарпиа, шеф полиции Рима, поставивший цель сделать Тоску своей. Очень правдоподобно, во всем блеске этого злодея показал солист Национального большого театра оперы и балета Республики Беларусь, обладатель медали Франциска Скорины Станислав Трифонов, который заслужил аплодисментов не меньше, чем главные герои.

Финальная сцена потрясает глубиной трагизма и неожиданностью раскрытия страшной правды: Марио расстрелян. Смерть любимого невыносима для Тоски, и она бросается вниз с высокой крепостной стены. А нам, зрителям, остается только размышлять о любви и бренности нашей жизни.
   
Людмила ДЕШЕВЫХ. 
 
Комментарии (0)