ИЗ ПОСЛЕДНИХ РОМАНТИКОВ ПРОШЛОГО ВЕКА
7 февраля 2014 года
Именно так можно сказать о Викторе Михайловиче Аксененко, ушедшем из жизни 7 февраля 2000 года. Журналист, поэт, очень деликатный человек, преданно любивший жену и дочерей. Об этом и о многом другом говорили собравшиеся в пресс-клубе редакции «Чапаевского рабочего» журналисты, члены городского литературного клуба «Пегас», в котором состоял и Виктор Михайлович. Он всю жизнь был и остался бессребреником, в его семье главным богатством были книги и главной ценностью - порядочность.
Нет, он никогда не говорил высокопарных слов, он вообще говорил очень мало, но вся его жизнь,
о чем рассказывали собравшиеся, скромно базировалась на них.
Плавание по жизни
Кто-то из восточных философов сказал: «Моя жизнь - это моя судьба, обмотанная вокруг моей шеи». Жизнь Виктора Михайловича была трудной - детство пришлось на военные годы, рано лишился родителей, сиротствовал, первое стихотворение написал в третьем классе. Потом был Тихоокеанский флот. Будучи юнгой и матросом, стал публиковаться в многотиражной газете, куда товарищи отправили его стихи. Однажды все-таки решился поехать в Москву, где ему удалось встретиться с главным редактором журнала «Новый мир» и автором «Василия Теркина» Твардовским. Тот сказал: «Пиши, но тебе учиться надо». Он и сам понимал, что шесть классов - это мало. Но когда учиться, если на хлеб зарабатывать надо. Кем только ни работал в юности Виктор: и грузчиком, и хлеборобом, и плотником, и слесарем… Пока учился у жизни, у людей, читал много. Писал - в стол.
Настоящий профессионал
Путевку в журналистику дала Виктору Михайловичу его супруга, Татьяна Ильинична Надеждина, которая работала ответственным редактором городского радиовещания и с которой они прожили вместе более 40 лет. Она дала ему возможность окончить вечернюю школу, потом он стал помогать ей на радио, вскоре его пригласили работать в сельхоз-отдел на областное радио. Главный редактор городской газеты «Чапаевский рабочий» Галина Яковлевна Илясова вспоминала, что Татьяна Ильинична любила общаться с молодыми журналистами. Она была неординарной личностью и много рассказывала про Виктора Михайловича, как, получив очередное задание от редакции, уезжал он в село, а до этого до полуночи читал специальные журналы про севооборот, фермы. «Как же я буду разговаривать с комбайнером, если не знаю тонкостей его работы», - рассуждал он.
- Долгие годы Виктор Михайлович работал в одном отделе с Татьяной Александровной Маркушиной, - рассказывала редактор городского радиовещания Людмила Валентиновна Михалкина, и она вспоминала об Аксененко. «Зачем Вы так рано едете в район, ведь у Вас интервью после обеда? - спрашивала коллега. А он отвечал, что ему до этого нужно встретиться и с председателем колхоза, и с агрономом и т. д. Так тщательно и ответственно он подходил к подготовке любого материала. Понимал, что его будет слушать вся область, и он не имеет права ни сфальшивить, ни ошибиться. Потом мне и самой посчастливилось общаться с Виктором Михайловичем, делать о нем передачу, представлять его стихи.
- Это было уже позже, - вступает в разговор Галина Яковлевна, - когда он перестал работать, выйдя на пенсию, и мог заняться стихами. А до этого, по его же словам, ему нужно было работать и работать, чтобы содержать семью, которую он беззаветно любил и был ей предан. Месяца четыре он поработал и в «Чапаевском рабочем» в промышленном отделе. Приходил раньше всех, уходил позже. Это был настоящий профессионал, взыскательный к себе. Когда понял, что ему тяжело после режима работы на областном радио войти в ритм ежедневной газеты («Чапаевский рабочий» тогда выходил 5 раз в неделю - авт.), он этим и объяснил свой уход, халтурить не стал.
«Осенний ноктюрн»
Так назвал свой фильм Виктор Александрович Шалимов, который он и представил коллегам. На протяжении не одного десятилетия автор общался со своим героем, тем более они и жили в одном районе. Вот мы видим - они сидят на скамеечке на фоне осенней природы. Вот Виктор Михайлович читает свои стихи, вот он за пишущей машинкой. Сколько творческих терзаний знала эта его машинка! Вдумчивый взгляд, тонкая и немного стеснительная улыбка… Как будто он чего-то недоделал, чего-то нам недосказал. Говорил, что когда умерла его жена, пишущая машинка стала его самой близкой подругой, потому что работа над стихами спасала его от тоски по любимой женщине и от одиночества. За четыре года он издал три поэтических сборника. Хотя не отказывался от предложений выступить со своими стихами как в ветеранских, так и в молодежных аудиториях. Это тоже запечатлено в кадрах фильма. Он пишет и читает о любви. Он прославляет женщину. Последний романтик прошлого века…
- С Виктором Михайловичем мы познакомились в 60-е годы прошлого столетия. С ансамблем «Алые паруса» мы зашли на городское радио на запись, - вспоминает Виктор Александрович. - Он пришел помочь супруге. Разговорились. Потом встречались во Дворце культуры имени Чапаева неоднократно. Это был отзывчивый человек и бескорыстный. Когда я готовил материал для СКАТА, не раз помогал мне.
Звучит романтическая музыка, мелькают кадры осенней природы, и на этом фоне звучит его неторопливый голос…
Клуб сблизил
Речь идет о литературном клубе «Пегас». Он, кстати, зарождался в этих стенах, где и проходила наша встреча. В фильме мы видели эти кадры. Шла презентация первого поэтического сборника «Музыка души», который редактировал Владимир Никифорович Бондаренко. В нем было 12 стихотворений Аксененко, так высоко оценивал его поэтическое творчество писатель. С легкой руки журналиста Георгия Ибрагимовича Тазиева образовался литературный клуб, в рамках которого начали общаться местные поэты.
- В «Пегасе» я и познакомился с Виктором Михайловичем, - вспоминает Владимир Яковлевич Семендяй. - И сразу почувствовал его внимательность, желание помогать другим. А дальше мы начали часто общаться с ним по телефону. Напишу стихотворение, звоню ему, читаю. Очень уж хотелось услышать именно его мнение. А потом я понял, что у нас очень много общего. Похожее мироощущение, что ли. Он был романтиком, мне показалось, что это и роднит нас. Его стихи проникнуты правдой жизни и верой в людей. Был у него перерыв в поэтическом творчестве, когда пришлось выбирать: писать стихи или кормить семью. Но стихи его переполняли, он просто не мог не писать.
- Виктор Михайлович был ровесником моих родителей, - делилась своими впечатлениями президент клуба «Пегас» Татьяна Вениаминовна Кижайкина. - Большинство людей того поколения были настоящими романтиками. Они не ставили цель как можно больше заработать денег, дорогую машину купить. Они работали ради идеи, ради того, чтобы чего-то достичь в своей профессии. Веду урок в 3 классе (Т. В. - преподаватель школы № 10 - прим. авт.), спрашиваю: «Ребята, а кем вы хотите быть?». Оказалось, что большинство мальчиков хотят быть или олигархами, или полицейскими. Неужели ушла романтика из нашей жизни? Поэзия Аксененко рождает свет в душе, стихи о любви проникнуты преклонением перед женщиной. Как сейчас вижу перед глазами тот момент, когда первый раз пришла на собрание клуба. Конечно, волновалась и вот вдруг ловлю на себе взгляд Виктора Михайловича, такой подбадривающий, искренний…
- Из всех высказываний, которые звучали сегодня на встрече, я понял, что как журналист Виктор Михайлович был тонким психологом, иначе как бы ему удавалось разговорить тех людей, у которых он брал интервью, - сделал вывод Аркадий Михайлович Холкин. - Я слышал, как он читал свои стихи со сцены. Они несли в зал позитив.
Долго еще в этот день звучали воспоминания. От них светлее становилось и в наших душах. Потом начали читать стихи. Каждый выбрал те поэтические новеллы Виктора Михайловича, которые были ближе ему.
Виктор АКСЕНЕНКО
СЧАСТЛИВЫЙ
Соседи как-то старика спросили
Из тех, что ищут ясности всегда:
- Ответь, старик, нам честно,
Ты счастливый?
Старик подумал и ответил:
- Да.
- Но у тебя ведь ветхая одежа.
Достатка у тебя не видим мы.
Машины не нажил, пешком все ходишь.
Старик сказал с улыбкой:
- Ну и что же?
В одном богатстве разве только смысл?
Я знаю многих, кто в ответ мне скажет,
Что я ценю и говорю не то,
Что без богатства человек - букашка,
С ним - человек, а без него - ничто.
Зато мне в радость то, что я имею,
Не призрак, не мираж, а наяву.
Тем счастлив, что могу и что умею,
Что солнце всходит и что я живу.
Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото автора.