Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Кроме того КУДА УХОДИТ МУСОР?

КУДА УХОДИТ МУСОР?

8 ноября 2016 года
КУДА УХОДИТ МУСОР?

Задумывались ли вы о том, что происходит с мусором после того, как вы выбросите его в контейнер возле дома? Наверняка нет. А между тем  утилизация бытовых отходов - не только одна из значимых задач современного общества, но и вопрос экологического будущего города. Какой же путь проходит мусор, почему водители мусоровозов терпеть не могут дрова и какие «экспонаты» можно найти на полигоне твердых бытовых отходов? 

   
ПРОЦЕСС ИЗНУТРИ
   
В Чапаевске вопросом утилизации мусора занимается муниципальное предприятие «Вывоз и захоронение отходов» («ВиЗО»). Каждый день водители мусоровозов и грузчики заступают на дежурство, чтобы сделать наш город чище. К одному из водителей мусоровоза МАЗ я и села в транспорт, чтобы увидеть процесс изнутри кабины. 

Вообще основную часть мусора из города увозят мусоровозы - КамАЗы. Крупные площадки, где установлено пять и более мусорных баков, все на них. Однако МАЗ в отличие от своих крупных и немного неповоротливых собратьев-тяжеловесов более маневренный и в условиях плотности городской застройки может проехать там, где не проедут другие. Например, во дворы школ и детских садов. Или плутать в закоулках частного сектора.  Хотя «плутать» слово неподходящее. Каждый водитель хорошо знает свой маршрут и четко ему следует. Спецтранспорт ВиЗО оборудован системой слежения Глонасс, то есть путь машины отслеживается в режиме реального времени, что дисциплинирует водителей и, кроме того, позволяет иметь точные сведения о количестве совершенных рейсов. 
   
ГРЯЗНАЯ ЧИСТАЯ РАБОТА
   
Водитель МАЗа Сергей Викторович Марков учтиво протягивает руку, помогая забраться в кабину, находящуюся на метровой высоте от земли.  

- Сейчас поедем по частному сектору, предупреждает он. - Заедем, возможно, туда, где вы и не бывали ни разу. 
Необычно чувствуешь себя в этой огромной железной махине. С одной стороны, с непривычки немного страшно. А с другой - спокойно, редкий смельчак на дороге решится подрезать машину весом в несколько тонн. А в это время Сергей Викторович рассказывает о себе. В ВиЗО он трудится уже третий год, и работа его полностью устраивает. Коллектив хороший, уже сложившийся. Приходят и новички - кто-то остается, а кто-то после пары рабочих дней сразу уходит со словами «не мое». 
 
МАЗ проезжает переезд, затем движется мимо завода Delphi вдоль железной дороги, по правой стороне показались ряды частных домов. А Сергей Викторович оказался прав - в эти края меня еще ни разу не заносило. Машина останавливается у площадки с тремя почти полными контейнерами. Водитель надевает плотные синие перчатки с защитным покрытием. 

- Ну а вот это, собственно, и есть моя работа, - с этими словами Сергей Викторович выходит из кабины и начинает собирать крупный мусор вокруг бака и загружать его в емкость. 

- Стараюсь собрать лишь самое основное, - поясняет он. - Каждую бумажку ведь не соберешь - представляете, сколько времени займет такая тщательная уборка. В основном собираем крупный мусор - пакеты, которые меткие «стрелки» не докинули до контейнера или, наоборот, перекинули... Такая картина уже привычна. Бывает, и прямо из окон машины выкидывают, даже не выходя на улицу. Хотелось бы, чтобы горожане были покультурнее в этом плане.

И вот когда мусор погружен, можно вернуться в кабину, где справа от водительского кресла находятся рычаги управления. Каждый рычажок, а всего их 8, отвечает за определенную операцию: захват - подъем - опрокидывание - спуск… Уверенными движениями, доведенными уже до автоматизма, Сергей Викторович приводит манипулятор, расположенный с правой стороны машины, в действие, и тот цепляет контейнер, поднимает его на установленную высоту (выше кузова) и опорожняет бак. Интересно, что «вновь прибывший» мусор прессуется тут же, в кузове мусоровоза, для этого транспорт оснащен специальной системой. Это позволяет водителю загрузить как можно больше отходов перед поездкой на полигон. Каждый день мусоровозы делают минимум два рейса из города на полигон ТБО, увозя в среднем по 5 - 6 тонн мусора за рейс. 

Кстати, МАЗ - единственная машина ВиЗО, у которой рычаги находятся в кабине. У остального транспорта они располагаются снаружи - как, например, у мусоровоза КамАЗ с задней загрузкой. В кузов этой машины попадает мусор не из контейнеров, а из бункеров объемом 8 м3. Такие емкости стоят преимущественно в поселках, однако можно увидеть и в черте города. В паре с водителем обязательно ездит грузчик. Он помогает собирать бытовые отходы и грузить их в бункер. Одному водителю не справиться, ведь кроме мусорных пакетов приходится загружать еще и крупногабаритный мусор: разобранную мебель, оконные рамы, дверные косяки. Работники ВиЗО называют их «дровами» и крайне не любят из-за того, что те плохо прессуются, а значит, кузов может вместить меньшее количество ТБО. 

Вместе с грузчиком водитель разгружает порядка 10 - 15 бункеров, а потом машина следует на полигон. Туда мусоровоз отправляется уже без грузчика. Воспользовавшись тем, что место освободилось, я села в кабину КамАЗа, чтобы по дороге на полигон поговорить с водителем о сложностях его профессии. 

Интересно получается. Когда дело выполнено хорошо - говорят: чистая работа. Но работу водителей мусоровозов, как бы отлично они ее ни выполняли, чистой точно не назовешь. 

- Да мы привыкли, - говорит водитель КамАЗа Константин Викторович Устинов. - Летом тяжелее всего, конечно, - жара, мусор быстрее разлагается, пахнет… Так, сейчас осторожно, будет трясти… Как на Воздвиженку поворачиваешь - всегда так. А сейчас кочка… и через 100 метров кочка небольшая, держись крепче. Я в день по 3 - 4 рейса делаю, и так в течение трех лет, так что на этой дороге каждый камешек, каждую трещинку знаю. 

…Показались ворота полигона. Мусоровоз издали громким лаем встречают собаки. Это для людей здесь хлам и никому не нужный мусор, а для псов - важный объект, к охране которого они относятся со всей присущей собакам ответственностью. Но как только машина подъехала поближе, четвероногие сторожа лаять перестали - узнали, мол, свой - и начали приветливо вилять хвостами. 

Перед тем как въехать на место захоронения отходов, каждая машина проходит взвешивание на специальных весах. И только потом отправляется на рабочую карту полигона. 
   
БАКЛАЖКИ, ВЕТКИ, УПАКОВКИ…
   
Что представляет собой полигон? Он, скорее, напоминает большую свалку. А еще это, видимо, излюбленное место птиц. Огромное количество пернатых повсюду усердно копошатся в мусоре. Стоит чуть спугнуть их - и тут же тысячи черных птиц с пронзительным криком разом взлетают вверх. Так, в каком же фильме ужасов я это видела? 

Надо ли говорить про специфический запах полигона. Впервые за неделю я обрадовалась мучавшему меня насморку и заложенному носу, который позволял организму вдохнуть лишь тонкую струю «аромата», а не наслаждаться гаммой местного букета «благовоний». Впрочем, несколько минут - и нос уже привык к неприятному запаху, а вскоре и вновь перестал его чувствовать. 

Константин Викторович остановил свой КамАЗ прямо посередине свалки, потянул за рычаги - и прессованный мусор медленно начал вываливаться из кузова, образуя огромную кучу. Чего тут только нет: стеклянные бутылки, пластиковые баклажки, бумажные упаковки, опавшие листья, сухие ветки. Если внимательно оглядеться вокруг, то можно обнаружить интересные экземпляры. Отслужившая своему хозяину старая босоножка, потерявшая пару. Футбольный мяч - до сих пор надутый и каким-то образом не попавший под пресс. Настольные часы, стрелки которых застыли в районе полтретьего. Чуть левее - большая куча покрышек. Но что это рядом желтеет? Неужели подсолнух? Точно, самый настоящий подсолнух. Маленькое солнышко среди мусорного царства, не испугавшееся осенней прохлады. А вот лежит старый медведь без лапы, игрушка советских времен… Возможно, лет 20 назад, какой-то ребенок радовался этой плюшевой обновке и, может, даже не мог без нее уснуть. А потом передал по наследству младшему братишке.  Но дети вырастают, и игрушки оказываются здесь, на полигоне. Такой вот печальный конец. Хотя нет. Для медведя, как и для всего мусора, это только середина пути.

- Бытовые отходы, привезенный из города спецтранспортом, разравниваются бульдозером и утрамбовываются, - объясняет главный механик Сергей Александрович Пеньков. - Бульдозер расталкивает их по рабочей площадке, уплотняет, создавая слой высотой примерно в метр. Далее производится дезинфицирующая обработка хлорсодержащими растворами, после чего обработанный слой засыпается 30 - 40 см грунта, это называется санитарная засыпка.

Рабочую площадку оставляют «законсервированной» примерно на 8 - 12 месяцев и переходят на другую площадку. Когда заполняется вторая - сотрудники снова возвращаются к первой и создают на ней новый слой. Такой вот получается в итоге мусорный слоеный «бутерброд»: слой уплотненного и обработанного мусора - слой земли - слой мусора - слой земли и так далее. Вот здесь среди бутербродных слоев в итоге и приходит конец использованным баклажкам, упаковкам и медведям без лапы…  
   
Наталья ВЕЛИЧКО. 
Фото автора.
Комментарии (1)
Степан, 17.11.2016 в 23:59

В тексте нет пользы. Не указано как поступают с мусором в Европе.Что делать жителям при первичной сортировке - пластиковые бутылки кидать отдельно или нет, кормить голубей или нет, соблюдать хоть какие-то правила чистоты.И надо прежде чем писать заглянуть в Интернет, найти полезное. Сказать о новом,развитии,перспективе,планах.