Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Кроме того ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ

13 декабря 2016 года
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ
Страшная трагедия с подростками, которая произошла в Псковской области, взволновала общественность, да и всех здравомыслящих людей. Жизнь и смерть Кати и Дениса подробно освещались почти во всех средствах массовой информации. А мы решили пригласить в редакцию психологов и социальных педагогов  нашего города, чтобы поговорить с ними о проблемах трудного возраста, попросить проанализировать, почему произошла такая беда, как ее предотвратить. Об этом и о многом другом шел разговор с методистом, педагогом-психологом ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» Светланой Игоревной Евстроповой, а также специалистами ГКУ Самарской области «Центр «Семья» Юго-Западного округа психологом Еленой Владимировной Калишкиной и социальным педагогом Анастасией Юрьевной Бардиной. 

Полуторачасовой разговор получился разносторонним и, надеемся, будет интересен  нашим читателям. Нет возможности  полностью представить его на страницах газеты, но те выдержки из него, которые мы сегодня  предлагаем,  возможно, заставят кого-то задуматься: правильно ли мы, взрослые, выстраиваем отношения со своими детьми. 
   
Воспитание любовью
   
С. И. Евстропова:
- Страшно, когда дети оказываются одни перед лицом своей боли, и эта боль заставляет совершать поступки, которые становятся непоправимыми. В этом возрасте эмоции невероятно важны, любые переживания очень значимы. Этот страх наказания, накал эмоций, романтические отношения, доступ к оружию, драматизм, который в подростковом возрасте играет огромную роль,  - все совпало и вылилось в такую трагедию. Потом, сложные отношения с родителями, непонимание с их стороны. Если мы, взрослые, видим, что ребенок замыкается, становится агрессивным и хмурым, необходимо установить с ним контакт, спросить о его настроении и мыслях. Каждый родитель знает своего ребенка с пеленок и при желании может увидеть малейшие изменения в поведении подростка. Граница между непониманием подростков и родителей и критической ситуацией очень тонкая. Когда подросток потерял надежду, он уже не обращается к родителям, ему больше ничего от них не нужно. Поэтому родителям очень важно вовремя поддерживать ребенка и выслушивать его.
   
Е. В. Калишкина:
- Когда ребенок маленький, родители, как правило, уделяют ему много внимания: целуют его, играют с ним, гуляют вместе, читают детские книжки. Ребенок вырастает, и у мамы с папой чаще всего меняется к нему отношение: внимание заключается лишь в контроле за выполненными уроками и домашними обязанностями. Под воспитанием родители  чаще всего понимают, что ребенок накормлен, обут, одет.  А в подростковом возрасте  ему требуется внимания и ласки нисколько не меньше, чем в маленьком. Он ждет такого внимания от родителей. Когда его нет, то у подростка возникает вопрос: «Почему родители перестали меня любить?» А надо бы чаще подростка хвалить: «Какой ты молодец у меня, сам догадался полы вымыть!» И глаза в глаза разговаривать, чтобы он рассказывал и о школе, и о друзьях. Хорошо бы всей семьей делать какое-то общее дело - мастерить скворечник, чистить снег, лепить снеговика, ходить на лыжах.  Это сближает родителей и детей.
   
А. Ю. Бардина:
- Воспитание детей - это большой и ответственный труд. И нельзя научить их тому, чего ты сам не делаешь. Внушаешь подростку: не пей, не кури, а сам употребляешь и спиртное, и табак. В результате таких двойных стандартов у него возникает недоверие к взрослым. Иногда очень активную позицию в воспитании занимают бабушки, реже - дедушки. Хорошо это или плохо? Однозначно ответить нельзя. Если они вместе с родителями только «нападают» на подростка, критикуют его, ругают, то это не воспитание.
   
Е. В. Калишкина:
- В моей практике был такой случай. Мама не разрешала сыну-подростку видеться с отцом. Отношения с ребенком у нее были натянутыми, он убегал от нее и знаете, где находил приют? У бабушки, матери отца. Она его встретит, поцелует, скажет, как она его любит, принесет шерстяные носки, чтобы согрелись ноги, даст что-нибудь вкусненького… Что тут сказать? Хорошо, что у этого мальчика есть такая отдушина.
   
Виртуальный мир
   
А. Ю. Бардина:
- Политика запрещения, как правило, не срабатывает. Когда родители кричат на подростка, раздражаются,  это вызывает у него только агрессию, желание отомстить.
    
Е. В. Калишкина:
- Если он не находит понимания у родителей, а ему плохо, он находит понимание у товарищей по несчастью. И проще всего с ними общаться виртуально. Как удобно мамам и папам: их ребенок все время сидит за компьютером, не донимает их. Сейчас стало модно выкладывать в Интернете различные истории, в том числе и об отношениях с родителями.
   
А. Ю. Бардина:
- Чего мы хотим,  если нередко и родители не расстаются с гаджетами за обедом. Интернет, конечно, величайшее достижение человечества. Например, там, в том числе, можно найти много интересного и полезного про детско-родительские отношения. Но ничто не может заменить живое общение родителей с детьми.
   
С. И. Евстропова:
- И как сложно нашим подросткам, если у них для общения остается только виртуальный мир. Компьютерные игры, в которых кто-то кого-то убивает, становятся для них привычными. У них стираются границы между реальным и виртуальным миром. Последствия этого могут быть самыми разными. Мой совет мамам: чем просиживать часами  «ВКонтакте», лучше потратьте это время на своего ребенка.
   
Е. В. Калишкина:
- Есть семьи, которые живут своей реальной жизнью, независимо от Интернета. Мы как-то были на семинаре, перед нами выступала простая женщина без какого-то специального образования, которая взяла в семью несколько приемных детей. Те, кто знал эту семью, рассказали, какой она авторитет для детей, как они ее любят, защищают, берегут. И все это смогла сотворить только любовь, искренняя любовь к детям, которая привела к взаимопониманию, к желанию помогать маме и во всем слушаться ее советов.
   
С. И. Евстропова:
- В каждой семье отношения с Интернетом разные. Где-то рады, что ребенок сидит весь день за компьтером, могут только спросить: «Уроки сделал?» В других семьях разрешают общаться с компьютером определенное количество часов. Конечно, не нужно проверять каждый шаг ребенка, но важно периодически следить за его виртуальной жизнью и замечать изменения в поведении, что может помочь предотвратить какие-то опасные настроения и ситуации, ведь онлайн-трансляции антисоциального  поведения  подростков становятся все более популярными. Дети часто сигналят родителям и пытаются привлечь их внимание даже в социальных сетях, жалко, если старшие этого сигнала не замечают.
   
Алгоритм  взаимодействия
   
А. Ю. Бардина:
- Как изменить эту ситуацию? Как помочь семье наладить детско-родительские отношения? В этом может помочь наш центр «Семья», но только тогда, когда дети или родители обращаются к нашим специалистам. С каждым годом таких обращений становится все больше и больше. Но не факт, что после того как с семьей была проведена коррекционная работа, отношения здесь изменятся. Все зависит от желания родителей поменять свое отношение к детям.
   
Е. В. Калишкина:
- С учащимися десятых классов наш центр «Семья» по договору со школами работает уже много лет. На весь год составляется график посещения наших тренингов, и подростки охотно посещают занятия. Темы каждый раз бывают разные, в том числе и семейные ценности, взаимоотношения детей и родителей.  Главный принцип работы - никаких нотаций, никакой критики. Дети охотно высказываются по той или иной ситуации, спорят, а мы незаметно, аргументированно их мнения корректируем. Вижу, что на профилактику это работает. Как-то за помощью  разобраться в трудной семейной ситуации ко мне обратилась  беременная молодая женщина. В ней я узнала участницу наших занятий, будучи школьницей, она посещала мои тренинги, сейчас она не знает, как ей поступить, и поэтому пришла за помощью.
   
С. И. Евстропова:
- В ресурсном центре тоже много лет работает психологическая служба, но функции у нее несколько другие, чем в центре «Семья». Жалко, что сократили психологов в школах, остались они только в четырех школах города, а сегодня они как никогда нужны. В том же Интернете выкладываются ролики с избиениями одного подростка группой одноклассников. Как побороть эту жестокость, агрессивность? Только общими усилиями семьи, школы, действующими структурами психолого-педагогической помощи. Дети - это отражение нашего общества, тех болезней, тех искажений, той фальши и лжи, которые они видят. Они все впитывают, купаются в нашем информационном потоке. А поток создаем мы, взрослые, своими за-претами, суждениями, действиями, словами. И, конечно, своими двойными стандартами. Поэтому и возникает у них недоверие к взрослым.
   
Подготовила Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото автора.

А. Ю. Бардина, Е. В. Калишкина, С. И. Евстропова.

PS:
Уважаемые читатели! Если у вас есть свои истории на эту тему - как вам удалось преодолеть кризис в отношениях со своими детьми, - пишите нам: 446115, г. Чапаевск, ул. Ленина, 66; chaprab@yandex.ru; звоните по тел. 3-25-29.

 
Комментарии (0)