ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОШИБКА
Обычно на этом месте публиковались портретные снимки стахановцев - передовиков производства. И в подписи к снимку сообщалось: «С 1935 года возглавляемый им цех сохраняет переходящее красное знамя, полученное за хорошие производственные показатели. В цехе 54 процента работающих – стахановцы. Тов. Чернышев является рационализатором-изобретателем, внес ряд ценных предложений с экономическим эффектом более 200000 рублей. Принимает активное участие в общественно-политической работе».
Но в отличие от других аналогичных публикаций, этот снимок был несколько раз перечеркнут синими чернилами. То, что это не случайность, выяснилось из заметки, опубликованной на первой странице газеты от 10 июня под заголовком «Об ошибке, допущенной во вчерашнем номере газеты» за подписью ответственного редактора А. Белянова. В ней сообщалось, что в газете были опубликован «непроверенный материал» о бывшем начальнике цеха завода № 102 Н. В. Чернышеве. Оказывается, «Чернышев за исключительную безответственность, способствующую врагам народа вредить на наших заводах, еще 5 июня исключен из рядов партии, снят с работы и привлекается к уголовной ответственности».
За безответственность в подаче материала заведующему отделом газеты т. Гиллярович объявлен строгий выговор. Покаялся и сам Белянов: «Я, как редактор газеты, также формально отнесся к выполнению своих обязанностей, допустив опубликование непроверенного материала».
Однако вскоре выяснилось, что дело приобрело политическую окраску. 11 июня по этому поводу собирается бюро Чапаевского горкома ВКП(б). Его постановление «О политической ошибке, допущенной редакцией газеты «Чапаевский рабочий» было опубликовано в номере «ЧР» от 23 июня 1937 года.
В нем говорилось, что «поправка в газете «Чапаевский рабочий» за 10 июня редактором Беляновым не дает политической оценки допущенной ошибки. Ответственный редактор газеты т. Белянов и заведующий производственным отделом т. Гиллярович, оторвавшись от партийной жизни и потеряв партийную бдительность, допустили грубую политическую ошибку, предоставив газету для р е к л а м ы политическому врагу.
Ответственного редактора газеты «Чапаевский рабочий» Белянова с работы снять, объявив ему выговор. Заведующего производственным отделом газеты Гиллярович с работы снять, объявив ему строгий выговор». Место ответственного редактора занял его заместитель А. Я. Рубцов, бывший секретарь парткома завода № 102, член бюро Чапаевского горкома ВКП(б). Впрочем, А. Я. Рубцов недолго продержался в этой должности: с 1 ноября 1937 года редакцию возглавил Ф. И. Кленов.
Любопытное совпадение: 5 июня был исключен из партии и снят с занимаемой должности враг народа Н. В. Чернышев и тот же день был опубликован новый состав бюро Чапаевского горкома ВКП(б), на первом заседании которого А. П. Белянов вновь утвержден ответственным редактором газеты «Чапаевский рабочий». Причем, Гиллярович не первый год возглавлял первичную партийную организацию редакции. Стоит ли сомневаться в том, что при строжайшей цензуре того времени списки передовиков производства для публикации в газете заранее согласовывались с соответствующими органами? А тут такой «пролет» тиражом 4.500 экземпляров: сегодня ты руководящий работник, передовик производства, а завтра – враг народа.
Как известно, под так называемыми «ошибками» в те годы понималось любое несогласие с официальной линией партии. Вероятно, свое мнение на этот счет имел инженер Н. В. Чернышев, окончивший в 1934 году военную химическую академию РККА. А сотрудники газеты, в преданности идеалам партии которых вряд ли приходилось сомневаться, пострадали как участники политической ошибки. Они еще «легко отделались» снятием с работы, хотя этот факт, наверняка, мог бы перечеркнуть их дальнейшую биографию. Сначала А. П. Белянов был выведен из состава бюро Чапаевского горкома ВКП(б), а 25 декабря пленум Чапаевского городского Совета вывел из своего состава т. Гилляровича. О судьбе Н. В. Чернышева нетрудно догадаться…
История с газетой получила продолжение в постановлении пленума горкома ВКП(б) от 6 октября 1937 года. Пленум исключил из партии и снял секретаря горкома М. Н. Макиенко, который зная, что в редакции газеты работал троцкисткий двурушник Бурлак, своим бездействием покрывал в течение многих месяцев его контрреволюционную работу в газете. На работе секретарем горкома в последнее время не вел решительной борьбы с контрреволюционным троцкистским подпольем».
Между тем тогда наказанию подвергались сотрудники газеты и за менее серьезные проступки. В номере за 17 октября фоторепортер П. Лобанов перепутал текст подписи к снимку одной из новостроек города (сообщил о строительстве школы вместо жилого дома). 20 декабря газета опубликовала поправку и сообщение о том, что «фоторепортер П. Лобанов за дачу к снимку надписи, не соответствующей действительности, уволен». Типичные случаи для Чапаевска образца 1937 года.
Массовые репрессии 1937 года вызвали недовольство в стране. В январе 1938 года очередной пленум ЦК ВКП(б) принял постановление «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков». В нем говорилось, что «вопреки неоднократным и предупреждениям ЦК ВКП(б), партийные организации во многих случаях подходят совершенно неправильно и преступно-легкомысленно к исключению коммунистов из партии». «Известно немало фактов, когда партийные организации без всякой проверки, следовательно, необоснованно исключают коммунистов из партии, лишают их работы, нередко даже объявляют, без всяких к тому оснований, врагами народа, чинят беззаконие и произвол над членами партии». При этом основным требованием партийной работы оставалось: «Разоблачить и до конца истребить замаскированного врага, пробравшегося в наши ряды».
Уже в конце января началось массовое обсуждение постановления ЦК ВКП(б). в местных партийных организациях. При этом нужно было не только признавать на словах, но и на деле исправлять свои ошибки. 7 февраля было опубликовано постановление обкома ВКП(б) об отмене решения Чапаевского горкома ВКП(б) об исключении из партии Л. С. Гиллярович как необоснованное, оставив строгий выговор с предупреждением за халатность в работе. 13 марта 1938 года принято постановление пленума Чапаевского горкома ВКП(Б) об отмене решения от 11 августа 1937 года о снятии с работы редактора газеты «Чапаевский рабочий А. П. Белянова как неправильное. Восстановить А. П. Белянова в занимаемой должности. В конце марта на четвертой странице газеты вновь появляется его имя в качестве ответственного редактора. Очевидно, остро сказывался дефицит квалифицированных кадров в составе редакции газеты. Это можно было определить по большому количеству поправок, публикуемых в газете. К тому же с августа 1938 года газета переходит на формат А-2, что позволило значительно увеличить площадь газетных публикаций.
Сергей ЧИГРИНЕВ. (Окончание следует)
- О здоровье, а также - доступности и качестве медицинской помощи
- Глава г. о. Чапаевск Д. В. Блынский: Развитие города зависит от роста населения
- СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ - ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ
- НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА
- ИЗ БОКСА - В ТАНЦЫ!
- НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ
- МАМОНТ ИЗ СЕМЬИ СЫРОМЯТНИКОВЫХ
- Все интервью