Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная История ОКТЯБРЬ 1918 ГОДА

ОКТЯБРЬ 1918 ГОДА

9 октября 2013 года

В ТОМ ЖЕ Вестни­ке, где была поме­щена статья в связи с со­бытиями в Иващенкове, автор обвиняет рабочих в том, что они восстали про­тив «доблестных защитни­ков фронта Учредительно­го собрания», и делает зак­лючение: «Пусть трагедия Иващенковского преда­тельского выступления рабочих будет последней, пусть она внедрит в разум пролетарских масс истин­ное понимание своих граж­данских и политических обязанностей в деле тяж­кого возрождения России».

Такой же оценки вос­стания рабочих держались и меньшевики. В своей га­зете «Вечерняя заря» они писали: «Иващенково - это грозное предостереже­ние рабочему классу, это его будущее, которое ждет его неминуемо, если он не найдет в себе достаточно сил и сознательности, что­бы окончательно порвать с советской властью».

Это внедрение «истин­ных политических и граж­данских обязанностей» выразилось в массовой расправе с рабочими.

Чехословаки, народо­вольцы с помощью кула­ков, спекулянтов аресто­вывали и расстреливали всех рабочих. Днем лови­ли рабочих на улице, а ночью ходили по домам с поголовным обыском. Для ареста было достаточно одной лишь принадлежно­сти к рабочим. У задержан­ных требовали документы. Если документов не ока­зывалось - арестовывали. Если были документы, по которым видно, что предъявивший их - рабо­чий, тоже арестовывали. Доказательств о том, что рабочий не принимал уча­стия в восстании, не тре­бовалось. Арестованных беспощадно били и на ме­сте без суда расстрелива­ли. Только часть аресто­ванных сажали в вагоны, которые использовали для заключения рабочих.

В своих воспоминани­ях тов. Сидорчук расска­зывает: «Я и тов. Коптев видели бесчеловечность казаков, когда они нагай­ками били матроса Юсева. В ограде теперешней фабрики-кухни покойник тов. Юсев получил не ме­нее 150 ударов. В заверше­ние этой дикой расправы он был убит в упор».

Жуткий случай вспо­минает тов. Нагорнов: «Днем идут по улице два казака. Встречают рабоче­го и останавливают его. Один казак, приставляя к голове рабочего наган, спрашивает: «Ты комму­нист?». Рабочий от неожи­данности не может сразу ответить: «Я... Я...». «Кре­стись!» - кричит казак. Ра­бочий поднимает руку, но не доносит ее до головы. Раздается выстрел. После двух выстрелов рабочий стоит. Второй казак, выни­мая саблю, кричит: «Стре­ляй в ухо!». Лишь после этого выстрела рабочий падает убитым».

Тов. Бюзюк из своей квартиры видела, как ка­зак привел с рынка на ок­раину поселка задержан­ного рабочего, бил его и застрелил в упор.

Из тех, кого арестовы­вали ночью, многих уво­дили к железнодорожному мосту и там расстрелива­ли. Об ужасах, творящих­ся там, рассказывает жена рабочего Бала: «В 1918 году жила я в селе Томылово и видела как чехи и казаки расстреливали ра­бочих и охранников. Как было жутко и тяжело смотреть на эту зверскую, кровавую расправу, когда эти белогвардейские бан­ды десятками ставили ра­бочих к воде и расстрели­вали. Но еще тяжелее было смотреть, когда ра­бочие не умирали от пуль и их рубили шашками и кололи штыками. Нелег­ко было мне с маленьким ребенком сидеть около двора и караулить мужа, спрятанного в сыром по­гребе. Только убеждение, что скоро придут красные, помогало переносить это».

Таким образом были зверски растерзаны братья Каляновы Степан и Алек­сей, предзавкома Потапов, Артемьев, Крючков, Кузь­мин, Разбол, Собинин, Зиновьев и сотни других. Только единицы спаслись.

Но этого чехо-эсерам казалось мало. 4 октября был издан приказ, чтобы рабочие и охранники яви­лись к месту своей служ­бы, с предупреждением, что все не явившиеся бу­дут привлечены к строгой ответственности. Некото­рые скрывавшиеся рабо­чие, боясь этой ответствен­ности, решили выйти на работу. Явившуюся охрану в ночь с 4 на 5 октября ка­заки изрубили прямо на постах. Около 70 рабочих, явившихся на работу, были окружены чехословаками. Рабочих раздели, разули, посадили в товарные ваго­ны и увезли в гор. Канск Енисейской губернии. До­рогой большинство их по­гибло, только часть из них вернулась обратно. Часть охранников, 17 человек, увезли на станцию Томы- лово и там расстреляли. Охранник тов. Невиля, ока­завшийся при расстреле не убитым, весь день лежал между трупами, и только ночью ушел в район. От тяжелых переживаний он сразу поседел.

В поисках рабочих му­чили и детей, и женщин, и стариков. Выводили их из квартир, били и, угрожая расстрелом, требовали, чтобы они указали место пребывания рабочих. Так, при обыске в семье тов. Васильева, чехи нагайкой избили его жену, тут же на ее глазах подняли на штык 2-х летнего сына.

Хотя с большими по­терями, проведенное в Иващенкове восстание и прорыв Интернациональ­ного полка в тыл против­ника имели огромное зна­чение. Этот момент явил­ся переломным в быстром отступлении белых и по­бедоносном наступлении красных войск.

В РАЙОНЕ Сызра­ни белые готови­лись оказать серьезное со­противление красным вой­скам и сильно укрепили там свои позиции, но Ива- щенковское восстание и вторжение Интернацио­нального полка в тыл зас­тавили белых срочно по­кинуть Сызрань и отсту­пить. Создав паническое настроение среди белых, иващенковские рабочие помогли фронту и спасли оборудование своих заво­дов от эвакуации.

Красные войска при­ближались. Над Иващенковым появился самолет бросавший бомбы. 5-го октября чехо-учредиловцы начали отступать из Иващенкова. 6-го октября наступающие красные об­стреляли железнодорож­ную линию из Губашева, и этой ночью из Иващен­кова ушли последние чеш­ские эшелоны.

Отступая, чехи еще многих арестованных ра­бочих увезли с собой, и после больших издева­тельств разделались с ними дорогой. Расстрели­вали у разъезда Жигули, у станции Липяги. В Кротовке расстреляли из по­езда около 350 человек, в том числе 18 иващенковских рабочих зарубили на глазах у населения. Толь­ко 7 рабочих из этого по­езда, проломав дорогой стену вагона и спрыгнув на полном ходу, спаслись. Многие из арестованных рабочих попали и в знаме­нитый «поезд смерти».

7 октября рано утром в Иващенково вступили красные войска и первы­ми - Чапаевские отряды под командованием Сер­гея Захарова. В городе было пусто. Казалось, вы­мерло все население. Ок­раины и улицы города были усыпаны телами уби­тых рабочих. Трупы нача­ли уже разлагаться.

На нескольких авто­мобилях почти два дня со­бирали трупы растерзан­ных белыми рабочих, сво­зили их к братской моги­ле. Оставшиеся в живых разыскивали своих род­ных, близких и знакомых. Многие не нашли тех, кого они искали. Среди трупов не узнавали и тех, кого они хорошо знали. Только знакомые обувь и платье говорили за то, что это был брат, отец или сын. Трупы 570 человек, по воспоминаниям тов. Васи­льева, были похоронены в братскую могилу. Среди них по памяти участников были похоронены: Арис­тов М., Францик И. А., Косперович Петр, Гавард С. В., Шабудинов, Кали­новский, Хитрик А. Г., Хитрик Г. А., братья Ка­ляновы и другие. Сотни трупов - не найдены.

Рабочие Иващенкова часто ходят на братскую могилу, чтобы заверить павших, что дело, за ко­торое они погибли, рабо­чие доведут до конца во всем мире.

НА ТРЕТИЙ день после освобожде­ния от чехов в Иващенко­во приехал командирован­ный губернскими органи­зациями тов. Булатников. Под его руководством организовался революци­онный комитет (ревком). Ревком провел большую работу по установлению порядка и восстановле­нию организаций и хозяй­ства. Вот один из первых приказов ревкома:

«ПРИКАЗ № 2

По району Иващенко­во и прилегающей к нему местности:

от 10 октября 1918 года.

0.  Район Иващенково и полотно железной доро­ги объявлено на военном положении.

1.  Все грабители, воры, мародеры и буйствующие будут задерживаться и пре­даваться суду, а при сопро­тивлении - расстреливать­ся на месте.

2.  Воспрещается хож­дение по району Иващен­ково после 10 часов вече­ра и до 4 часов утра без ночных пропусков.

3.  Всем обществен­ным, государственным и торгово-промышленным организациям функцио­нировать нормально и служащим приступить к исполнению своих обя­занностей, а руководите­лям явиться с докладом в Ревкомитет.

4.   Воспрещается стрельба по улицам.

5.   Всем гражданам предписывается имеюще­еся у них огнестрельное оружие и взрывчатые пред­меты сдать в Ревкомитет в трехдневный срок со дня объявления.

6.   Неисполняющие ка­кой-либо параграф насто­ящего приказа будут пре­даны в. п. суду.

Ревкомитет.»

Коммунистов внача­ле было всего 6 - 7 чело­век. Они работали при ревкоме под руковод­ством тов. Булатникова. Чувствовался большой недостаток в партийных работниках. Вызвали из Саратова т.т. Комарова и Волкова, из Самары - Лехина и других. Посте­пенно возвращались ком­мунисты и из отряда.

На общем собрании рабочих выбрали времен­ный Совет в составе: Мавринский, Назаров, Петров, Рудник, Ермолов, Фролов, Плохотникова, Борисов, Гавриленко (Гаврющенко - О. Слухов) и Кулагин. Первое заседание Совета состоялось 12-го октября. Оформилась и партийная организация. Был избран городской комитет. С раз­вертыванием партийной работы началось массовое вступление рабочих в партию, и через короткий период в организации на­считывалось уже 400 чело­век. Городской комитет превратился в районный, и в нем работало 4 освобож­денных работника, в том числе т.т. Буров, Гусев.

17  октября временный Совет по докладу коман­дира Иващенковского от­ряда тов. Вороновича при­нял решение о разверты­вании отряда в полк. Че­рез несколько дней нача­лось его формирование. Взрослые рабочие, моло­дежь и крестьяне из окре­стных сел добровольно вступали в полк.

Парторганизация и ревком, а затем Совет про­вели большую работу по оказанию помощи рабо­чим и их семьям, постра­давшим от чехо-учредиловщины. При исполкоме была создана специальная комиссия. Был организо­ван детский дом, в кото­рый взято около 70 детей. Денег у исполкома в то время не имелось, так как все кассы чехи и эсеры ог­рабили. Поэтому провели изъятие имущества, остав­шегося от бежавших чи­новников, белогвардейцев, и раздали отдельным семь­ям рабочих и в детский дом. Рабочим, у которых чехами были отобраны коровы, выдали коров из числа конфискованных у кулачества. Одновремен­но приступили к сбору по­жертвований, которые проводили в Иващенкове и в Самаре. Скоро полу­чили помощь от Самарс­кого собеса в сумме двес­ти пятьдесят тысяч рублей и от командующего Вос­точным фронтом тов. Фрунзе - 500 000 рублей. Через организованный при Совете отдел социального обеспечения, которым ру­ководил тов. Синегубкин, была налажена регулярная помощь пострадавшим.

2-го ноября времен­ный Совет ревкомом был распущен, и начались вы­боры Совета рабочих, крестьянских и красноар­мейских депутатов от предприятий и сел, приле­гающих к Иващенкову. Всего в Совет было избра­но 58 депутатов, и почти все они были коммунис­ты. 13-го ноября на засе­дании Совета был избран исполком Совета под пред­седательством тов. Гурова. Тут же были избраны де­легаты на 3-й уездный съезд Советов в Самаре. Революционный комитет ликвидировался.

Так как предприятия после хозяйничанья че­хословаков были разру­шены, приступили к их восстановлению. Выби­рали рабочих на руково­дящие должности. Заме­стили тех, кому не дове­ряли. К концу ноября основная часть мастерс­ких начала работать.

К началу декабря фор­мирование полка закон­чилось. 7-го декабря Со­вет принял решение: «Принимая во внимание, что Иващенковский от­ряд рабочих первым выс­тупил против бандитов, чехословаков и белогвар­дейцев и до последнего дня, т.е. до занятия Ива­щенкова и Самары Совет­скими войсками находил­ся на фронте, что рабо­чие, добровольно всту­пившие в ряды этого от­ряда, до сего времени про­должают пребывать в дан­ном отряде и формирова­ние полка пополняется рабочими наших заводов для выступления на фронт в распоряжение 1-й Пен­зенской дивизии, решено возбудить ходатайство пе­ред штабом 1-й Пензенс­кой дивизии о переимено­вании полка, формируе­мого тов. Вороновичем в Иващенково, 1-м Иващенковским Советским Стрелковым полком, зна­мя которому желает вру­чить данный Совет».

18 декабря было полу­чено распоряжение ко­мандующего армией Вос­точного фронта тов. Туха­чевского о выступлении полка на фронт. В тот же день был организован про­щальный вечер. 19-го де­кабря исполком Совета полку вручил знамя. Полк под командой товарища Вороновича вышел на Бугуруслан. В Самаре полк был пополнен. Иващен­ковский полк вместе с ди­визией тов. Чапаева вел ак­тивную борьбу против Уральского казачества, чехов и Колчака, участво­вал во взятии Бугуруслана, Актюбинска и Орска.

 

Подготовил Олег СЛУХОВ.

(Орфография оригинала сохранена). 

Комментарии (0)