ОКТЯБРЬ 1918 ГОДА
В ТОМ ЖЕ Вестнике, где была помещена статья в связи с событиями в Иващенкове, автор обвиняет рабочих в том, что они восстали против «доблестных защитников фронта Учредительного собрания», и делает заключение: «Пусть трагедия Иващенковского предательского выступления рабочих будет последней, пусть она внедрит в разум пролетарских масс истинное понимание своих гражданских и политических обязанностей в деле тяжкого возрождения России».
Такой же оценки восстания рабочих держались и меньшевики. В своей газете «Вечерняя заря» они писали: «Иващенково - это грозное предостережение рабочему классу, это его будущее, которое ждет его неминуемо, если он не найдет в себе достаточно сил и сознательности, чтобы окончательно порвать с советской властью».
Это внедрение «истинных политических и гражданских обязанностей» выразилось в массовой расправе с рабочими.
Чехословаки, народовольцы с помощью кулаков, спекулянтов арестовывали и расстреливали всех рабочих. Днем ловили рабочих на улице, а ночью ходили по домам с поголовным обыском. Для ареста было достаточно одной лишь принадлежности к рабочим. У задержанных требовали документы. Если документов не оказывалось - арестовывали. Если были документы, по которым видно, что предъявивший их - рабочий, тоже арестовывали. Доказательств о том, что рабочий не принимал участия в восстании, не требовалось. Арестованных беспощадно били и на месте без суда расстреливали. Только часть арестованных сажали в вагоны, которые использовали для заключения рабочих.
В своих воспоминаниях тов. Сидорчук рассказывает: «Я и тов. Коптев видели бесчеловечность казаков, когда они нагайками били матроса Юсева. В ограде теперешней фабрики-кухни покойник тов. Юсев получил не менее 150 ударов. В завершение этой дикой расправы он был убит в упор».
Жуткий случай вспоминает тов. Нагорнов: «Днем идут по улице два казака. Встречают рабочего и останавливают его. Один казак, приставляя к голове рабочего наган, спрашивает: «Ты коммунист?». Рабочий от неожиданности не может сразу ответить: «Я... Я...». «Крестись!» - кричит казак. Рабочий поднимает руку, но не доносит ее до головы. Раздается выстрел. После двух выстрелов рабочий стоит. Второй казак, вынимая саблю, кричит: «Стреляй в ухо!». Лишь после этого выстрела рабочий падает убитым».
Тов. Бюзюк из своей квартиры видела, как казак привел с рынка на окраину поселка задержанного рабочего, бил его и застрелил в упор.
Из тех, кого арестовывали ночью, многих уводили к железнодорожному мосту и там расстреливали. Об ужасах, творящихся там, рассказывает жена рабочего Бала: «В 1918 году жила я в селе Томылово и видела как чехи и казаки расстреливали рабочих и охранников. Как было жутко и тяжело смотреть на эту зверскую, кровавую расправу, когда эти белогвардейские банды десятками ставили рабочих к воде и расстреливали. Но еще тяжелее было смотреть, когда рабочие не умирали от пуль и их рубили шашками и кололи штыками. Нелегко было мне с маленьким ребенком сидеть около двора и караулить мужа, спрятанного в сыром погребе. Только убеждение, что скоро придут красные, помогало переносить это».
Таким образом были зверски растерзаны братья Каляновы Степан и Алексей, предзавкома Потапов, Артемьев, Крючков, Кузьмин, Разбол, Собинин, Зиновьев и сотни других. Только единицы спаслись.
Но этого чехо-эсерам казалось мало. 4 октября был издан приказ, чтобы рабочие и охранники явились к месту своей службы, с предупреждением, что все не явившиеся будут привлечены к строгой ответственности. Некоторые скрывавшиеся рабочие, боясь этой ответственности, решили выйти на работу. Явившуюся охрану в ночь с 4 на 5 октября казаки изрубили прямо на постах. Около 70 рабочих, явившихся на работу, были окружены чехословаками. Рабочих раздели, разули, посадили в товарные вагоны и увезли в гор. Канск Енисейской губернии. Дорогой большинство их погибло, только часть из них вернулась обратно. Часть охранников, 17 человек, увезли на станцию Томы- лово и там расстреляли. Охранник тов. Невиля, оказавшийся при расстреле не убитым, весь день лежал между трупами, и только ночью ушел в район. От тяжелых переживаний он сразу поседел.
В поисках рабочих мучили и детей, и женщин, и стариков. Выводили их из квартир, били и, угрожая расстрелом, требовали, чтобы они указали место пребывания рабочих. Так, при обыске в семье тов. Васильева, чехи нагайкой избили его жену, тут же на ее глазах подняли на штык 2-х летнего сына.
Хотя с большими потерями, проведенное в Иващенкове восстание и прорыв Интернационального полка в тыл противника имели огромное значение. Этот момент явился переломным в быстром отступлении белых и победоносном наступлении красных войск.
В РАЙОНЕ Сызрани белые готовились оказать серьезное сопротивление красным войскам и сильно укрепили там свои позиции, но Ива- щенковское восстание и вторжение Интернационального полка в тыл заставили белых срочно покинуть Сызрань и отступить. Создав паническое настроение среди белых, иващенковские рабочие помогли фронту и спасли оборудование своих заводов от эвакуации.
Красные войска приближались. Над Иващенковым появился самолет бросавший бомбы. 5-го октября чехо-учредиловцы начали отступать из Иващенкова. 6-го октября наступающие красные обстреляли железнодорожную линию из Губашева, и этой ночью из Иващенкова ушли последние чешские эшелоны.
Отступая, чехи еще многих арестованных рабочих увезли с собой, и после больших издевательств разделались с ними дорогой. Расстреливали у разъезда Жигули, у станции Липяги. В Кротовке расстреляли из поезда около 350 человек, в том числе 18 иващенковских рабочих зарубили на глазах у населения. Только 7 рабочих из этого поезда, проломав дорогой стену вагона и спрыгнув на полном ходу, спаслись. Многие из арестованных рабочих попали и в знаменитый «поезд смерти».
7 октября рано утром в Иващенково вступили красные войска и первыми - Чапаевские отряды под командованием Сергея Захарова. В городе было пусто. Казалось, вымерло все население. Окраины и улицы города были усыпаны телами убитых рабочих. Трупы начали уже разлагаться.
На нескольких автомобилях почти два дня собирали трупы растерзанных белыми рабочих, свозили их к братской могиле. Оставшиеся в живых разыскивали своих родных, близких и знакомых. Многие не нашли тех, кого они искали. Среди трупов не узнавали и тех, кого они хорошо знали. Только знакомые обувь и платье говорили за то, что это был брат, отец или сын. Трупы 570 человек, по воспоминаниям тов. Васильева, были похоронены в братскую могилу. Среди них по памяти участников были похоронены: Аристов М., Францик И. А., Косперович Петр, Гавард С. В., Шабудинов, Калиновский, Хитрик А. Г., Хитрик Г. А., братья Каляновы и другие. Сотни трупов - не найдены.
Рабочие Иващенкова часто ходят на братскую могилу, чтобы заверить павших, что дело, за которое они погибли, рабочие доведут до конца во всем мире.
НА ТРЕТИЙ день после освобождения от чехов в Иващенково приехал командированный губернскими организациями тов. Булатников. Под его руководством организовался революционный комитет (ревком). Ревком провел большую работу по установлению порядка и восстановлению организаций и хозяйства. Вот один из первых приказов ревкома:
«ПРИКАЗ № 2
По району Иващенково и прилегающей к нему местности:
от 10 октября 1918 года.
0. Район Иващенково и полотно железной дороги объявлено на военном положении.
1. Все грабители, воры, мародеры и буйствующие будут задерживаться и предаваться суду, а при сопротивлении - расстреливаться на месте.
2. Воспрещается хождение по району Иващенково после 10 часов вечера и до 4 часов утра без ночных пропусков.
3. Всем общественным, государственным и торгово-промышленным организациям функционировать нормально и служащим приступить к исполнению своих обязанностей, а руководителям явиться с докладом в Ревкомитет.
4. Воспрещается стрельба по улицам.
5. Всем гражданам предписывается имеющееся у них огнестрельное оружие и взрывчатые предметы сдать в Ревкомитет в трехдневный срок со дня объявления.
6. Неисполняющие какой-либо параграф настоящего приказа будут преданы в. п. суду.
Ревкомитет.»
Коммунистов вначале было всего 6 - 7 человек. Они работали при ревкоме под руководством тов. Булатникова. Чувствовался большой недостаток в партийных работниках. Вызвали из Саратова т.т. Комарова и Волкова, из Самары - Лехина и других. Постепенно возвращались коммунисты и из отряда.
На общем собрании рабочих выбрали временный Совет в составе: Мавринский, Назаров, Петров, Рудник, Ермолов, Фролов, Плохотникова, Борисов, Гавриленко (Гаврющенко
17 октября временный Совет по докладу командира Иващенковского отряда тов. Вороновича принял решение о развертывании отряда в полк. Через несколько дней началось его формирование. Взрослые рабочие, молодежь и крестьяне из окрестных сел добровольно вступали в полк.
Парторганизация и ревком, а затем Совет провели большую работу по оказанию помощи рабочим и их семьям, пострадавшим от чехо-учредиловщины. При исполкоме была создана специальная комиссия. Был организован детский дом, в который взято около 70 детей. Денег у исполкома в то время не имелось, так как все кассы чехи и эсеры ограбили. Поэтому провели изъятие имущества, оставшегося от бежавших чиновников, белогвардейцев, и раздали отдельным семьям рабочих и в детский дом. Рабочим, у которых чехами были отобраны коровы, выдали коров из числа конфискованных у кулачества. Одновременно приступили к сбору пожертвований, которые проводили в Иващенкове и в Самаре. Скоро получили помощь от Самарского собеса в сумме двести пятьдесят тысяч рублей и от командующего Восточным фронтом тов. Фрунзе - 500 000 рублей. Через организованный при Совете отдел социального обеспечения, которым руководил тов. Синегубкин, была налажена регулярная помощь пострадавшим.
2-го ноября временный Совет ревкомом был распущен, и начались выборы Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от предприятий и сел, прилегающих к Иващенкову. Всего в Совет было избрано 58 депутатов, и почти все они были коммунисты. 13-го ноября на заседании Совета был избран исполком Совета под председательством тов. Гурова. Тут же были избраны делегаты на 3-й уездный съезд Советов в Самаре. Революционный комитет ликвидировался.
Так как предприятия после хозяйничанья чехословаков были разрушены, приступили к их восстановлению. Выбирали рабочих на руководящие должности. Заместили тех, кому не доверяли. К концу ноября основная часть мастерских начала работать.
К началу декабря формирование полка закончилось. 7-го декабря Совет принял решение: «Принимая во внимание, что Иващенковский отряд рабочих первым выступил против бандитов, чехословаков и белогвардейцев и до последнего дня, т.е. до занятия Иващенкова и Самары Советскими войсками находился на фронте, что рабочие, добровольно вступившие в ряды этого отряда, до сего времени продолжают пребывать в данном отряде и формирование полка пополняется рабочими наших заводов для выступления на фронт в распоряжение 1-й Пензенской дивизии, решено возбудить ходатайство перед штабом 1-й Пензенской дивизии о переименовании полка, формируемого тов. Вороновичем в Иващенково, 1-м Иващенковским Советским Стрелковым полком, знамя которому желает вручить данный Совет».
Подготовил Олег СЛУХОВ.
(Орфография оригинала сохранена).
- О здоровье, а также - доступности и качестве медицинской помощи
- Глава г. о. Чапаевск Д. В. Блынский: Развитие города зависит от роста населения
- СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ - ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ
- НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА
- ИЗ БОКСА - В ТАНЦЫ!
- НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ
- МАМОНТ ИЗ СЕМЬИ СЫРОМЯТНИКОВЫХ
- Все интервью