НАШ ЗЕМЛЯК – ПОЛНЫЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР
Чтобы ответить на эти вопросы, сотрудники телекомпании «Буревестник» и редакции «Чапаевского рабочего» посетили в Самаре Валентину Кирилловну Кочетову, которая является невесткой героя и инициатором увековечивания его памяти. Чапаевцы вручили ей цветы и копию телесюжета об открытии мемориальной доски, поскольку сама она по состоянию здоровья не смогла приехать на торжественное мероприятие.
Нашей собеседнице в этом году исполнилось 83 года, но, несмотря на возраст, у нее сохранилась отличная память на события, даты и имена. Рассказывая нам историю своей семьи, она сама как будто вновь переживала все события.
Сама она свекра в живых не застала, но знает его историю по рассказам его жены и сына, других родственников.
- Как-то я по «Радио России» услышала передачу «Виражи времени» Андрея Дементьева. В ней известный актер Василий Лановой рассказал о полных георгиевских кавалерах, которые являются гордостью нашей страны, но незаслуженно забыты, - вспоминает Валентина Кирилловна. - Обратилась к депутату Самарской губернской Думы Михаилу Матвееву. Профессиональный историк помог мне собрать интересные факты о Николае Георгиевиче, написал о нем статью и содействовал установке на Аллее Героев городского кладбища Самары мемориального обелиска георгиевскому кавалеру в 2011 году, когда администрацию города возглавил Дмитрий Азаров. Я знала, что с 1918 по 1940 год семья Кочетовых жила в Чапаевске, где и родился в 1927 году мой муж. Николай Георгиевич работал на военном заводе. Я написала письмо руководству ОАО «Полимер» с предложением установить изготовленную за свой счет мемориальную доску. Бывший работник отдела кадров Олег Васильевич Слухов нашел в заводском архиве личную карточку Николая Георгиевича Кочетова, подтверждающую его годы работы на заводе. Предложение поддержала администрация города и даже компенсировала мои затраты на изготовление мемориальной доски. Сердечное спасибо всем, кто содействовал открытию мемориальной доски в Чапаевске. Николай Георгиевич Кочетов - достойный человек, с которого может брать пример молодежь.
БОЕВОЙ ГУСАР
Судя по личной карточке, Николай Георгиевич Кочетов родился 6 декабря (19 декабря по новому стилю) 1887 года в селе Елховка Бугульминского уезда Самарской губернии в крестьянской семье. Рано овдовев, его мать осталась с семерыми детьми. Николай был старшим, с детских лет работал, чтобы помочь матери прокормить семью. Поэтому и остался неграмотным: в Елховке своей школы не было, а ходить в соседнее село было некогда. Да и не было у мальчика приличной одежды и обуви.
В 1906 году Николая призывают в армию. Поскольку с детства ухаживал за лошадьми, его направляют в знаменитый Александрийский полк, официально именуемый как 5-й Гусарский Александрийский Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полк, из-за формы также называемый полком «черных гусар». Сейчас по ее образцу сшита форма Президентского полка. Полк был сформирован еще Екатериной II и всегда был тесно связан с царской семьей. Именно в списки Александрийского полка в 1907 году был зачислен наследник царского престола Цесаревич Алексей Николаевич. В полку Николая Кочетова обучили грамоте. По воспоминаниям родственников, он знал и иностранные языки. Судя по сохранившейся фотографии 1912 года, в это время Николай Георгиевич уже имел две медали - «300-летие дому Романовых» и «В память 100- летия Отечественной войны 1812 года», а также знак за отличную стрельбу. До начала войны он был произведен в унтер-офицеры.
Зато последний бой хорошо известен в семье Кочетовых.
Осенью 1917 года отряд кавалеристов вел жестокие бои в лесах Курляндии, - рассказывает Валентина Кирилловна. - Командир погиб, и Николай Георгиевич взял командование на себя. Он решил провести ночную атаку против превосходящих сил противника. Отобрал самых отчаянных бойцов, а остальных, в числе которых было много раненых, расставил по флангам, приказав вступать в бой только по его команде. Перед рассветом, когда враг не ожидал нападения, кавалеристы пошли в атаку. Немцы побежали «в одних подштанниках». Однако вскоре очухались и стали теснить русских. Тут- то и напоролись на фланговый огонь. Враг был разбит. Самого Николая Георгиевича спас от смерти любимый конь. За черную масть и боевой характер его прозвали Чертом. Во время схватки конь встал на дыбы, и удар вражеской сабли пришелся по ноге кавалериста. Кровь заполнила высокий кавалерийский сапог и запеклась, остановив кровотечение раны. Это и позволило командиру довести бой до конца. Раненого доставили в один из госпиталей Петрограда, который вскоре посетил Николай II. Он наградил героя четвертым Георгиевским крестом, именными золотыми часами и браунингом. По царскому распоряжению демобилизованный по ранению полный георгиевский кавалер был направлен в Иващенково на Сергиевский завод взрывчатых веществ на должность начальника охраны (этот факт документально не подтвержден - прим. автора).
ВРАГ НАРОДА
Личная карточка работника Самарского завода имени Троцкого № 15 на имя Н. Г. Кочетова, найденная О. В. Слуховым, подтверждает, что он был принят 27 марта 1918 года. Тогда в поселке уже была советская власть, и, видимо, царский указ проигнорировали. Кочетов был принят инструктором, однако с 24. 06. 1921 г. по 23. 10. 1922 г. все-таки работал начальником охраны завода. После этого числился рядовым охранником (сторожем). С 1935 по 1939 год работал помощником начальника по хозчасти цеха № 10, который в мае 1939 года вошел в состав нового завода № 309. На этом заводе он и проработал до зимы 1940 года.
- По воспоминаниям родственников, Николай Георгиевич сначала жил в доме своей тети в Томылово, - продолжила свой рассказ Валентина Кирилловна. - Во время восстания чешских легионеров ее сына, начальника станции Томылово, белогвардейцы запороли шомполами. Николай Георгиевич, как член дружины по охране завода, принял участие в известном восстании рабочих Иващенково. Когда восстание подавили, он вернулся в Томылово, где спрятался в копне сена и залег на землю. Это его и спасло, потому что белогвардейцы стали протыкать сено штыками. После Гражданской войны женился на станочнице завода Вассе Петровне Вагулиной, родившей ему 9 детей, из которых выжили только трое. В их числе был и мой муж Евгений Николаевич, 1927 года рождения. Меня часто спрашивают, куда делись награды? Известно, что Георгиевские кресты и золотые часы Николай Георгиевич отдал в голодные 20-е годы матери, когда она уезжала в Ташкент за продуктами. Браунинг оставался у него и спас ему жизнь, когда при возвращении с работы на него напали трое бандитов.
Вступив в ряды ВКП(б), Николай Георгиевич активно сотрудничал с редакцией заводской газеты «Рабочая трибуна», в своих заметках вскрывая недостатки в работе завода. В начале 1940 года рабкор написал для газеты фельетон о хищении с завода дефицитного английского сукна, который использовался для изготовления пыжей. Рулоны сукна вывозили под сиденьями тарантасов возчики начальников. Редактор газеты предлагал ему отказаться от публикации, но принципиальный Кочетов стоял на своем. Статья была опубликована, за что Н. Г. Кочетова исключили из партии и осудили на два года тюремного заключения. Зимой всю семью из служебной квартиры выселили на улицу.
Тюрьма находилась в лесу, в 25 км от Мелекесса (ныне Димитровград). Тогда шла война с Финляндией, и заключенные делали лыжи. Васса Петровна вместе с детьми поехала за мужем. Перенесенные невзгоды помнил уже 13-летний сын Евгений. Возмущенный несправедливостью, Николай Георгиевич написал письмо Сталину и через нарочного переправил его в Москву. И через 10 месяцев без объяснения причин приходит приказ освободить Кочетова. Семья переезжает к родственникам в Куйбышев. Николая Георгиевича вызвали в обком партии и предложили восстановиться в рядах ВКП(б), но он отказался. С этого времени начинается «черная полоса» в семье Кочетовых. Трудности с жильем, с работой, поскольку осужденного не везде брали, болезни привели к тому, что 22 июля 1944 года глава семьи умирает в коридоре клинической больницы. Через 4 года умирает его жена. Оба они похоронены в одной могиле на старом городском кладбище, территория которого впоследствии была занята мебельным комбинатом.
ПОТОМКИ
Евгений Николаевич Кочетов в 15-летнем возрасте пошел работать на Куйбышевский авиационный завод. После войны учился в железнодорожном техникуме, где и познакомился с будущей женой Валентиной Кирилловной. Он с 1949, она с 1951 года работали на военном заводе, ныне носящем название ФГУП «Металлист». Занимали руководящие должности. За активное участие в жизни предприятия и города Е. Н. Кочетову присвоено звание «Почетный гражданин города Самара», о чем свидетельствует мемориальная доска у подъезда дома, где сейчас живет Валентина Кирилловна.
- Мой муж, уже будучи на пенсии, каждый день в конце рабочей смены шел к заводской проходной, чтобы поговорить с людьми. Много времени уделял заботам о детях нашего двора, - вспоминает Валентина Кирилловна, сама пережившая трудную судьбу.
- Поэтому, когда я начала собирать подписи для установки мемориальной доски на доме, за это подписались все жители нашего подъезда. Он пользовался большим уважением и авторитетом. Мы с ним получили благодарность от райисполкома за то, что вырастили хороших детей Ольгу и Александра. Есть у нас и правнучка Алиса, которой всего два с половиной годика. Семья у нас дружная, и нам есть кем гордиться. Муж говорил, что отец мало рассказывал о своей боевой молодости. Времена были такие, когда доблесть «за царя и Отечество» считалась позором. Не случайно забыли героев Первой мировой войны, а ведь это часть нашей истории. Наша семья благодарна всем, кто помогает воскресить память о таких людях, как Николай Георгиевич Кочетов.
Сергей ЧИГРИНЕВ.
Фото автора.
- О здоровье, а также - доступности и качестве медицинской помощи
- Глава г. о. Чапаевск Д. В. Блынский: Развитие города зависит от роста населения
- СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ - ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ
- НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА
- ИЗ БОКСА - В ТАНЦЫ!
- НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ
- МАМОНТ ИЗ СЕМЬИ СЫРОМЯТНИКОВЫХ
- Все интервью