Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная История НАЧАЛЬНИК ЗАВОДА

НАЧАЛЬНИК ЗАВОДА

11 сентября 2013 года

Непродолжительность его руководства объясня­ется общей ситуацией в стране в 30-е годы про­шлого столетия, на кото­рые приходится наиболь­шее количество упомина­ний о вредительской дея­тельности и борьбе с ней в системе наркоматов оборонной промышлен­ности. Достаточно ска­зать, что за 10 предвоен­ных лет по разным при­чинам сменилось 7 на­чальников завода, из них четверо после 1937 года. За этот период сменилось 6 главных инженеров, в том числе трое - после 1937 года. Большинство из них были сняты с формули­ровкой «враг народа» и репрессированы. И толь­ко Г. Н. Кожевников не был снят с должности на­чальника завода, а направ­лен в Главк на повыше­ние. Обычно подробнос­ти биографии начальни­ков литерных заводов не разглашались. А тут выбо­ры в областной Совет на­родных депутатов в декаб­ре 1939 года, куда в каче­стве кандидата от Чапаев­ска был выдвинут Г. Н. Кожевников. В ходе пред­выборной кампании го­родская газета «Чапаевс­кий рабочий» публикова­ла немало материалов о кандидате от сталинского блока коммунистов и бес­партийных.

Естественно, такое доверие нужно было зас­лужить. Его предшествен­ник на посту начальника завода С. А. Бирюков в акте приемки указал: «Ре­шения Пленума ЦК ВКП(б) и правительства требовали расчистить за­вод и ликвидировать раз­рывы в мощностях. С це­лью выкорчевывания и очищения завода от вре­дителей, шпионов и уда­ления лиц, не могущих работать на нашем заво­де, ряд лиц удалены с за­вода» (имелись в виду реп­рессированные начальни­ки завода И. Г. Семенов, проработавший 4,5 года, и М. Д. Шеффер, арестован­ный после 4 месяцев ра­боты). Поэтому работа Бирюкова заключалась в основном в поисках вра­гов народа. Не удивитель­но, что через 8 месяцев, в июле 1938 года, на его должность был назначен Г. Н. Кожевников.

«Хозяйство завода было в значительной сте­пени расшатано, что тор­мозило выполнение мно­гих обязательств, - вспо­минал главный бухгалтер завода Корнев. - За сравнительно короткий срок, с приходом на за­вод т. Кожевникова, по­ложение резко меняется. С помощью коллектива стахановцев, ударников и ИТР т. Кожевников су­мел быстро выявить и вскрыть слабые звенья в производстве и деятельно взялся за их устранение.

В результате наш завод уже к концу 1938 года ра­ботал лучше, чем в нача­ле, и продолжает улуч­шать свои показатели из месяца в месяц».

По свидетельству со­временников, директор сам стремился вникать во все заводские проблемы, поэтому постоянно бы­вал в цехах, запросто об­щался с рабочими и быс­тро приобрел авторитет и доверие коллектива. Вся­чески поддерживая разви­тие рационализаторской мысли, он в течение 1938 года сам подал три раци­онализаторских предло­жения. Внедрение их в производство дало заводу 235 тыс. рублей экономии. Он смело выдвигал на ру­ководящие должности молодых специалистов.

«Забота его о производ­стве видна в том, что нет такой смены, которую бы не посетил Георгий Нититич, - говорила о нем ма­стер-выдвиженец А. Фо­мичева. - Его можно ви­деть в цехе среди рабочих и в 11 часов вечера, и в 3 - 5 часов утра. В беседах с начальниками и рядовы­ми рабочими Кожевни - ков ведет себя просто, все­гда выслушивает их сове­ты, вносит деловые пред­ложения, помогает прак­тически устранять недо­статки».

Это сразу сказалось на морально-психологичес­ком климате в коллекти­ве, настрое работников на достижение высоких про­изводственных показате­лей. Как результат, в мае 1939 года большая группа работников завода № 15 Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР «за образцы стахановской производительности тру­да, за инициативу и само­отверженную работу на процветание нашей Роди­ны, нашего народа» на­граждена правительствен­ными наградами. В их числе орденом «Знак По­чета» награжден Г. Н. Ко­жевников.

«В ответ на больше­вистскую заботу о людях коллектив нашего завода будет работать еще лучше, - выступил в духе того вре­мени на заводском ми­тинге в честь этого собы­тия начальник завода. - Общими силами будем строить неприступную крепость социалистичес­кого общества. Пусть зна­ют фашистские псы, что в час тревоги, когда боль­шевистская партия и со­ветское правительство по­зовут нас в бой, мы, как один, станем на защиту нашей Родины и не отда­дим никому наших завое­ваний. Наше социалисти­ческое обязательство - досрочно, к 12 декабря, выполнить производствен­ную программу - мы вы­полним с честью».

Коллектив завода сло­во сдержал. Поэтому вряд ли стоит сомневаться в искренности тех, кто аги­тировал за кандидата в областной Совет народ­ных депутатов на предсто­ящих выборах в декабре 1939 года.

Начальника завода по­сетил корреспондент го­родской газеты В. Т. Стрельников и подготовил большую статью «Сын народа».

Мальчик из Уржумс­кого уезда Вятской губер­нии вырос в многодетной крестьянской семье. В 1915 году в возрасте 13 лет пошел работать в артель, собирал и вязал плоты у богача Бушева.

«Нас было пять чело­век детей, пять лишних едоков у отца-крестьянина, - вспоминал Георгий Никитич. - Жили в селе Большое Райское Ур­жумской волости. Зимой, ранней весной многие безлошадные и бедные крестьяне нашего села занимались лесосплавом. Могучие ели, пихты да кое-где затерявшиеся ли­ственные породы делали наш край красивым, зе­леным и богатым. Толь­ко нам-то это богатство не шло, другие загребали это богатство. Многих стариков, юношей согна­ла нужда в устье реки Кильмезь. Зимой рубили лес, возили его к реке, а весной, когда река осво­бождалась от оков льда, сплавляли его вниз по реке до Камы».

Революция освободи­ла его от рабского труда. 20-летний юноша уходит в город Уржум и поступа­ет молотобойцем на завод сельскохозяйственных машин. Активного, но малограмотного рабоче­го коллектив выбирает председателем завкома. Трудно было ему снача­ла справляться с этой ра­ботой. Приходилось час­то засиживаться до глубо­кой ночи, чтобы разоб­рать ту или иную жалобу рабочих, разрешить спор­ный вопрос. Не хватало знаний, но упорство, мо­лодой задор брали свое. После службы в Красной Армии он поступает на рабфак, успешно окан­чивает его и становится студентом Московского технического училища. Работа над собой, круж­ки, общественная дея­тельность - все это захва­тило молодого студента, затянуло в свой стреми­тельный водоворот. В 1929 году вступает в ряды ВКП(б), а в 1935 оканчи­вает Военно-химическую академию имени К. Е. Ворошилова (Промакадемию). С этого года - начальник вновь образо­ванного специального факультета МХТИ имени Д. И. Менделеева. В июле 1938 года партия и прави­тельство доверяют ему ответственное задание: возглавить крупнейший оборонный завод страны.

В 1939 году завод вы­пустил продукции на 80,4 млн рублей, что составля­ло 150% к объему преды­дущего года. Вместе с тем плановое задание было выполнено на 78,2%, что свидетельствует прежде всего о нереальных пла­нах, спускаемых сверху без учета ситуации на ме­стах. План капитального строительства в целях ре­конструкции производ­ства ежегодно не выпол­нялся подрядчиками, а контрольные цифры учи­тывали уже якобы введен­ные мощности. Г. Н. Ко­жевников добился, чтобы с 1 августа 1939 года все строительно-монтажные работы на заводе и в жи­лом районе выполнялись собственными силами - УКСом завода и ремонт­но-строительным цехом. Так легче было контроли­ровать освоение выделен­ных средств, следить за ка­чеством работ.

Одной из основных проблем оборонных предприятий того време­ни являлся дефицит ква­лифицированных кадров. В течение 1939 года на за­вод было принято 8703 человека, уволено 6226, из них 5242 рабочих. По собственному желанию уволилось 1194 человека, за прогулы уволено 3328 человек, за нарушение трудовой дисциплины - 154 человека. Анализ си­туации показал, что ос­новной причиной текуче­сти кадров стало отсут­ствие жилья на заводе. Пополнение кадров про­исходило за счет органи­зованной вербовки, од­ним из условий которой было предоставление жи­лья. Завод не мог выпол­нить это обязательство: жилищное строительство велось слабо, а расселе­ние в частном секторе Владимирского поселка, Титовки и ближайших сел стало невозможным по причине отсутствия сво­бодного жилья. Накану­не войны был принят ряд законодательных актов, постепенно ограничивав­ших право свободного увольнения работников предприятия. Если не увольняли по собствен­ному желанию, то люди сознательно нарушали дисциплину, чтобы их уволили. Г. Н. Кожевни­ков добивался ежегодно­го увеличения жилищно­го строительства, поддер­жав инициативу городских властей по строительству нового социалистическо­го города в районе Губашево. Именно в годы его пребывания в Чапаевске наиболее интенсивно ведется застройка этого района города. По его инициативе при заводе со­здается аэроклуб, закупа­ется необходимая техни­ка и оборудование. В ян­варе 1939 года авиаклуб набирает молодежь в группы авиатехников, что­бы без отрыва от произ­водства получить воен­ную специальность. В то время ни одно важное ре­шение городских проблем не обходилось без участия начальника завода № 15 - самого крупного предпри­ятия города. Будь то стро­ительство перекидного моста на станции Чапаевск или постановка но­вой пьесы на сцене во Дворце культуры.

«Всем жителям города известно, что сцена Двор­ца культуры нуждалась в капитальном ремонте. Коллектив драматическо­го театра не мог присту­пить к постановке пьес, - вспоминал директор Двор­ца В. Снежинский. - По­мощи, казалось, ждать неоткуда. Все организации отказались помогать нам. Мы обратились к директо­ру предприятия товарищу Кожевникову. Выслушав нашу просьбу, он обещал помочь. И что же? Его слова не разошлись с де­лом. Около 50 рабочих в короткое время закончи­ли ремонт сцены. С 30 но­ября драмколлектив от­крыл новый театральный сезон постановкой новой пьесы «Генеральный кон­сул». Недавно мне при­шлось говорить с директо­ром по поводу ремонта филиалов Дворца культу­ры - клубов в Горках, Ти­товке, Томылово, пятом расширении и других мес­тах. Беседа была коротка. Георгий Никитич знает, что рабочих нельзя остав­лять без культурного об­служивания. Он отпустил 25000 рублей, и мы вовре­мя отремонтировали все филиалы».

Деловые качества Г. Н. Кожевникова были заме­чены и в правительстве страны. В декабре 1940 года он отзывается в Главк Наркомата бое­припасов СССР. С 1940 по 1953 год работает на­чальником 1-го Главно­го управления Наркома­та боеприпасов, остава­ясь на этой ответствен­ной должности все годы Великой Отечественной войны. С 1953 года - за­меститель министра об­щего машиностроения, заместитель министра оборонной промышлен­ности СССР, замести­тель председателя Сове­та Министров СССР по оборонной технике. Ку­рировал предприятия по производству взрывчатых веществ, пиротехники, средств инициирования и снаряжения боеприпа­сов. Под его руковод­ством были разработаны и внедрены в производ­ство передовые методы по выпуску важнейших видов оборонной про­дукции. Дважды лауреат Сталинской премии был неоднократно отмечен правительственными на­градами: орденами Лени­на, Красной Звезды, Оте­чественной войны I сте­пени, «Знак Почета», многочисленными меда­лями. С 1938 по 1963 год непрерывно работал в оборонной промышлен­ности. Скончался в 1966 году.

По роду своей дея­тельности Г. Н. Кожевни­ков был постоянно связан с Чапаевском - одним из центров оборонной про­мышленности страны. Так что в истории города есть яркая страница, впи­санная Георгием Никити­чем Кожевниковым.

Сергей ЧИГРИНЕВ. 

Комментарии (0)