Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная История МОЙ ДЕД СТЕПАН

МОЙ ДЕД СТЕПАН

17 февраля 2015 года
МОЙ ДЕД СТЕПАН

Вся страна так или иначе принимала участие в Великой Отечественной. Кто-то в тылу, а кто-то на фронте. И я хочу рассказать об одном ее участнике - о моем дедушке.

  
Кузнецов Степан Иванович родился 3 июля 1913 года в деревне Хомяковка Колокольцовского сель-ского совета Средне-Волж-ского края (так записано в свидетельстве о рождении; ныне это Красноармейский район Самарской области) в семье крестьянина Ивана Андреевича Кузнецова. Образование он начал получать еще в районе, ходил за много верст до школы, чтобы научиться писать и читать. Отучившись там пару лет, он не получил полного начального. Однако во время ликбеза в предвоенные годы ему удалось окончить 4 класса.

Во время создания колхозов семья потеряла все то, что нажила до и после революции. В 1931 году Кузнецовы перебрались в небольшой город Чапаевск на заработки. К тому времени тут активно шел рост промышленности. Спустя пару десятилетий этот город будет одним из самых развитых в сфере производства в Советском Союзе. Здесь Степан получил профессию рабочего, устроившись в 1931 году на завод № 15. В 1935 году ушел в ряды РККА, служил в войсках ВВС. После демобилизации сержант ВВС встретил свою будущую жену Анастасию Бажутову. В 1937 году ему была присвоена специальность слесаря, а спустя еще пару лет он был переведен на завод № 309 («Металлист»). В этом же году Степан был премирован за перевыполнение производственных показателей. 

Перевод с одного завода в другой - это просто удача, так как 16 августа 1942 года на заводе № 15 произошла авария в гексогеновом производстве, в цехе № 33, один рабочий погиб, пострадало трое. 16 февраля 1944 года на этом же заводе произошел взрыв тротила. В результате взрыва мастерская вышла из строя, погибло примерно 30 человек, были раненые. Хотя от взрыва пострадал и соседний завод № 309, и частично городские здания. Но беда была рядом и здесь, в 309-м: 19 сентября 1943 года в 9 часов 25 минут произошел взрыв. Погибло 10 работников цеха. К счастью, Кузнецов не пострадал. Это опять же чудо: он неделями не выходил с работы, дома переживала жена, так как постоянно гремели взрывы. Но именно перед этим моментом он отправился с очередной ночной смены домой.

Вероломное нападение фашистской Германии и ее сателлитов на нашу Родину вызвало у трудящихся Чапаевска, как и у всех советских людей, гнев и возмущение. Свои чувства они выразили на общегородском митинге, состоявшемся 22 июня 1941 года (кстати, в нем участвовал и слесарь Кузнецов). Во всех выступлениях на митинге прозвучала одна мысль: ненависть и презрение к врагу, полная поддержка политики коммунистической партии и готовность защищать Отчизну до окончательного разгрома немецко-фашист-ского агрессора. В первые же дни войны Степану Ивановичу пришла повестка с требованием явиться в военкомат. Однако родной завод нуждался в добросовестных работниках, таких, каким и был мой дед. И его оставили работать в городе в качестве слесаря-специалиста.

Итак, можно считать, что этому человеку в какой-то степени повезло: он не видел всех ужасов одного из самых кровавых событий в истории, хотя и испытал тяжесть войны в тылу и горечь от утрат. Сестра Степана Клавдия, работавшая в это же время в одном из цехов завода, переходя через железнодорожные пути, попала под поезд и погибла на месте. Еще один родственник - родной младший брат Иван, - отслужив в армии три года, вернулся в Чапаевск. Он замечательно играл на скрипке, сам лично чинил ее и очень любил. Степан с братом мечтали, чтобы последний стал известным скрипачом, чтобы выступал с концертами. И, вернувшись, Иван устроился работать в местный Дворец культуры. А тут война. В 1941 году его забирают на формирование батальона в Тоцкие лагеря Оренбурга. А оттуда был поезд на фронт. В мемуарах дедушки сказано: «13 июля выслал телеграмму: «Встречайте на чапаевской станции», а телеграмму принесли 17 июля, и мы его не видели… Жизнь его оборвалась в 41-м году: ушел на фронт и не вернулся».

Но вернемся к рассказу о Степане Ивановиче. Завод № 309 выпускал военную продукцию - боеприпасы. К началу войны завод изготавливал винтовочные капсюли-воспламенители, охотничьи КВ, капсюли-воспламенители накального действия, капсюли-детонаторы для взрывателей, капсюльные втулки, запальные трубки взрывателей, тетриловые детонаторы, разрывные заряды, промышленные КД и др. На производстве работали тогда по известным причинам в большинстве своем женщины, не исключая детей. Среди них была всего пара мужчин, в том числе Степан Кузнецов. Вместе с ними он трудился за станком не покладая рук, также был наладчиком оборудования. Трудящиеся значительно перевыполняли планы, однако это в самом начале Великой Отечественной никак не поощрялось. Поэтому люди работали совершенно бескорыстно, за Советскую Родину, за Победу и за дом. Хотя осталась одна пометка в трудовой книжке деда со времен войны - он был премирован в 1944-м за перевыполнение плана суммой 400 рублей. Впоследствии, также в послевоенные годы, его еще не раз поощряли за отличную работу. В конечном итоге в 46-м году Степан Иванович был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.». 

Этим не завершился путь Степана как рабочего. Практически всю свою долгую жизнь он посвятил труду, активно высказывая рацпредложения на советах и превышая норму работы на десятки процентов. Воспоминания дочери: «Он говорил, что вот втулка явно должна быть в другом месте, так почему ж она была все это время не там, где надо бы?». Этот человек не просто добросовестный работник. Он был предан заводу всей душой, делал все, чтобы предприятие работало более эффективно. Не зря в трудовой книжке можно найти большое количество поощрений за рациональные предложения, о которых говорилось выше. В 1950 году дед получил орден Трудового Красного Знамени. А через 16 лет после долгой, упорной и эффективной работы на предприятии прошло награждение медалью «За трудовую доблесть». Только в 71-м году он окончательно ушел на пенсию в возрасте 58 лет по собственному желанию. 

Труд работников тыла - это то, благодаря чему Красная Армия была обеспечена необходимым вооружением и продовольствием. Это то, благодаря чему мы отстояли Москву и Сталинград. С помощью тыловиков мы дошли до Берлина. Мой дед - именно такой работник. И я горжусь этим.
    
Никита КУЗНЕЦОВ, 
студент второго курса исторического факультета СамГУ.
Фото из семейного архива.
Комментарии (0)