КОГДА ЕЩЕ ГОРЕЛ ОГОНЕК В ТИТОВСКОЙ ШКОЛЕ...
Таких людей я встретила в школе № 6, когда в 1960 году открыла первый раз дверь этого учебного заведения. Да, была такая школа в поселке Титовка. В ней в те годы обучалось около 1200 детей, работало около 40 педагогов, представителей разных поколений. Работа в этой школе с замечательными людьми оставила глубокий след в моей жизни.
Направили меня в школу преподавать химию. Директором тогда был Бланк Николай Петрович. Он с женой и двумя детьми жил в школе – такая практика в те годы существовала. Иногда педсовет у нас мог заканчиваться в два часа ночи, никто не роптал, всем было интересно. Как правило, директор выслушивал каждого учителя, делал анализ его работы. В коллективе Николая Петровича звали заслуженным учителем (он действительно таковым был), заслуженным строителем (строил пристрой к школе и пропадал там и днем, и ночью), заслуженным садоводом (пришкольный сад был гордостью школы, да и всего поселка). Так как директор жил в школе, ему приходилось выполнять и функции сторожа, конечно, на добровольных началах. Кроме того Николай Петрович был и неплохим математиком.
В школе во всем царила рабочая атмосфера. У директора школы был интересный метод узнавать, что из себя представляет новый учитель – он спрашивал у учеников. У меня в 9 классе учился его сын Костя, видно всю информацию обо мне он получил от него. Через пять лет Николай Петрович предлагает мне стать завучем. Так как школа большая, в ней было два завуча. Я даже заплакала, вы что, сколько в школе достойных учителей, которые работают здесь по 20 и более лет. А он: «Я сказал, будете и все». Привел к себе домой. Татьяна Константиновна, его жена, варила для нас обед, а мы, на полу расстелив бумагу, составляли расписание на новый учебный год.
Несмотря на то, что в поселке Титовка в те годы был и кинотеатр, и библиотека, школа оставалась главным культурным центром. Были два хора – учительский и ученический. И тем, и другим руководил все тот же Бланк. Вообще его семья пользовалась большим уважением в поселке. И дети его, Костя и Галя, были очень воспитанными, с высоким интеллектом, получили высшее образование, сейчас живут в Самаре. В школе в те годы работало много кружков, каждый учитель был просто обязан вести кружок, причем, тогда это было без всякой оплаты. Так что дети почти постоянно были в поле зрения школы. Вот у меня уроки заканчивались в 12 дня, а домой я приходила в 7 вечера. Помню, муж меня все спрашивал, мол, у вас, что, конституция не действует? А нам самим было просто интересно так работать. Своим интересом мы заражали и детей.
Какие замечательные историки работали тогда в школе! Петр Васильевич Ермаков, кроме того что был вторым завучем, преподавал историю. Да как преподавал! Увлекал детей краеведением. Сам был большим патриотом города, писал его историю, оставив после себя большой краеведческий материал. А сам был очень скромным человеком, по сути, любой интеллигентный человек является таковым… Большую часть уроков истории вела Римма Андреевна Игуменова. Я на ее уроках, посвященных Великой Отечественной войне, плакала. Можно представить, какое эмоциональное воздействие было на детей. На эмоциональной основе быстрее развиваются нравственные, патриотические качества. Еще хочу сказать, что Римма Андреевна никогда не сказала ни одного грубого слова ни в адрес коллег, ни в адрес учеников. Иван Иванович Борщев до того, как стать директором школы № 3, тоже работал в титовской школе – преподавал историю и был завучем. Его с полным основанием могу назвать личностью разносторонней.
20 лет я проработала в этой школе. В Титовке, как в деревне, к учителям относились уважительно. А какие учителя начальных классов у нас были – Антонина Васильевна Сутягина, Мария Дмитриевна Фадина. Они в полной мере понимали свою миссию - что они заложат малышам в начальной школе, это уже получит развитие в средней и в старшей школе. Супруги Михайлины – Александр Михайлович работал учителем физкультуры, Мария Александровна вела уроки русского языка и литературы, очень преданные своей профессии люди. Они как-то умели сочетать в своей педагогической практике человеческую доброту и требовательность по отношению к ученикам.
Антонина Константиновна Белова, исключительно интеллигентный человек, вела биологию. Роскошный сад вокруг школы – это во многом ее заслуга. Надеялась, что школьный сад надолго останется потомкам, говорила, что люди уйдут из этой жизни, а сады останутся. Но оказывается, и сады могут исчезать так же, как и люди…
Могла бы я долго рассказывать о российской учительской интеллигенции на примере титовской школы. Назову еще только несколько фамилий, которые также вполне можно причислить к этой кагорте – Кривов А. А., Костров И. И., Мясников А. И. Бланка Николая Петровича потом перевели директором в школу № 7. На его место назначили Марию Яковлевну Звереву, с ней мне пришлось поработать немного. У нее были свои изюминки в педагогической деятельности. Но это уже была другая история школы…
А. МУСАТОВА, ветеран войны и труда, отличник народного просвещения.
- О здоровье, а также - доступности и качестве медицинской помощи
- Глава г. о. Чапаевск Д. В. Блынский: Развитие города зависит от роста населения
- СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ - ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ
- НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА
- ИЗ БОКСА - В ТАНЦЫ!
- НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ
- МАМОНТ ИЗ СЕМЬИ СЫРОМЯТНИКОВЫХ
- Все интервью