Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная История "ЭТО БЫЛА МОЯ ЖИЗНЬ СО ВСЕМИ ОГОРЧЕНИЯМИ И РАДОСТЯМИ"

"ЭТО БЫЛА МОЯ ЖИЗНЬ СО ВСЕМИ ОГОРЧЕНИЯМИ И РАДОСТЯМИ"

19 сентября 2012 года

- В нашей семье химиков не было. Отец вернулся с войны инвалидом, у него было перебито правое плечо, так что рука не поднималась, он даже ел левой, тем не менее работал механизатором. А мама всю жизнь трудилась на полях. Жили мы в деревне Луза, в 15 километрах от Кирова. Начальная школа была в двух километрах от нашей деревни, средняя - в семи. Несмотря на то, что семья была простая и трудностей было достаточно (я родилась в 1946 году), родители всем четверым детям дали образование. Я окончила Кировский политехнический институт, факультет химико-технологический. Сестра стала зубным врачом, старший брат - автомехаником, младший - механиком.

Политехнический институт, куда я поступила, первый год набирал студентов на дневное обучение. До этого он работал как филиал Ленинградского экономического института и обучал студентов-заочников. Может быть, поэтому мы кроме всех предметов химико-технологического направления изучали и высшую математику, и начертательную геометрию. Химия изучалась и органическая, и неорганическая, и аналитическая, и физическая. А сколько было нами выполнено лабораторных работ! Тогда мы не понимали - зачем нам все это надо. Но когда уже пришла работать в производство, поняла, как все это мне пригодилось.

Весной 1968 года перед началом преддипломной практики было распределение, а после практики мы должны были остаться на этих же рабочих местах и отработать положенные в то время три года. И вот мы, приехало нас несколько человек, в Чапаевске. Май, на улице тепло, солнечно по сравнению с Кировым, откуда мы уезжали. Город нам понравился, на заводе химических удобрений встретили хорошо. Я попала в цех № 40, руководителем у меня был технолог цеха Михаил Акзамович Серазетдинов, грамотный, знающий специалист. Понравилось нам и озеро Ильмень, и парк вокруг него, куда мы ходили отдыхать в выходные дни. Там в те годы были неплохие пляжи, работали буфеты…

В августе мы уехали в институт и на завод вернулись после защиты диплома и отпуска в начале февраля 1969 года.

С 3 февраля у меня уже пошел заводской стаж. На заводе в проектно-конструкторском отделе не была укомплектована группа сантехников, и нас с подругой Александрой Мальгиновой главный инженер завода Юрий Александрович Гаврилов направил туда. Начальником ПТО тогда был Дмитрий Иванович Небритов, уговаривал нас остаться у них, но нам, химикам-технологам, хотелось работать в основных химических производствах. Я попала в цех № 2, которым руководил Виктор Серафимович Федосеевский, стала стажироваться на начальника смены. Александру направили в цех № 40, но она не прошла медкомиссию по зрению, ведь там нужно было работать в противогазе. Так что Александра попала в ЦЗЛ, куда вскоре и я была переведена в химико-органическую группу. Начальником группы в те времена был Феликс Аронович Резник.

До сих пор вспоминаю я этих руководителей коллективов и отмечаю, какие грамотные квалифицированные специалисты стояли у руля производства в 60 - 70-е годы. Исключительно ответственные, знающие хорошо не только свое дело, но и умеющие сплотить коллектив, направить его на выполнение тех задач, которые тогда ставились перед заводом. И это не просто красивые и высокие слова. Действительно было так. И мой послужной список на заводе и в жизни заканчивается должностью начальника лаборатории цеха № 1, известного всем как очистные сооружения. С этой должности и с этого места я и ушла, как говорится, на заслуженный отдых. О том, как строились очистные сооружения, формировался коллектив цеха, моя лаборатория, мне бы хотелось рассказать подробнее, ведь это история завода, которого нет. Но, слава богу, очистные сооружения остались, ведь без них городу никак нельзя… В 2013 году очистным сооружениям исполнится ровно 40 лет.

Сначала на завод приехала группа специалистов - химиков-аналитиков, у завода был договор с научно-исследователь-ским институтом на обследование состава сточных вод, которые будут поступать на очистные сооружения. Специалисты, естественно, тоже работали по договору. Им в ЦЗЛ выделили лабораторное помещение для работы. А я уже с 1 июня 1972 года была назначена начальником лаборатории цеха № 1 и должна была помогать этой группе приезжих химиков, то есть писала заявки, таким образом доставляя им реактивы, химпосуду, оборудование, чтобы они могли провести исследования. И сама у них училась. Вскоре были приняты первые лаборанты в нашу лабораторию - Наталья Худякова (Коновалова), Галина Сухарева (Немнонова), девушки прошли обучение, был составлен перечень необходимых методик для определения ингредиентов, присутствующих в сточной воде. Отпечатаны методики, подготовлены заявки на оборудование, химреактивы, химпосуду и т. д. Но строительство очистных сооружений затянулось, так что положенное для лаборатории оборудование не было поставлено.

Пришлось обивать пороги отделов оборудования, снабжения, просить, собирать по группам в ЦЗЛ. Надо сказать, в отделе оборудования к моим просьбам всегда относились с пониманием Ташлинцевы Нина Александровна и Анатолий Александрович. Вскоре были назначены начальником цеха Анатолий Александрович Заикин, механиком - Валентин Вениаминович Суровцев, мастером электрослужбы - Валерий Зуйков. Все мы поехали в Новокуйбышевск посмотреть, как там, на нефтехимическом комбинате, работали очистные сооружения, перенять у них опыт. Я, помню, позавидовала - у них в лаборатории было установлено чехословацкое оборудование - работать на нем одно удовольствие. Микроскопирование индикаторных простейших активного ила проводилось грамотно, и делался анализ на высоком уровне. А у нас столы для лаборатории делались в стройцехе по тем чертежам, какие были в проектном задании, вытяжные шкафы (три штуки) дали в ЦЗЛ. Производству бактериологического анализа на кишечную палочку я училась у начальника бактериологической лаборатории сан-эпидстанции Марии Наумовны Липченко. Может, кто-то подумает, зачем я все это так подробно рассказываю. Но ведь это была моя жизнь со всеми эмоциями, огорчениями и радостью. Без этих подробностей трудно представить, как мы тогда начинали…

Очистные сооружения были пущены в работу в 1973 году, летом. Пока было исправно оборудование, в частности, автоклав для стерилизации питательных сред, анализы делали своими силами, в дальнейшем был оформлен договор с сан-эпидстанцией. Три раза аттестовали лабораторию, всю документацию, конечно, приходилось готовить самой.

Анатолий Александрович Заикин любил свой цех, который стал работать стабильно, занимал призовые места в соцсоревновании по заводу. Вскоре его забрали руководителем в основной цех № 30. Были временные начальники очистных сооружений. Потом пришел Борис Сергеевич Ефимов, он работал долго и ушел от нас на пенсию. Сергей Александрович Пчелинцев, работающий мастер, заменил его. Со всеми начальниками цеха у меня были хорошие отношения, они помогали во всем. Работу я свою любила и ни разу не пожалела, что попала в цех № 1.

А какой у нас сложился коллектив! Зарплата на очистных сооружениях всегда была небольшой, но текучести кадров практически не было - все работали по многу лет. Я избиралась секретарем партийной организации цеха, потом - председателем цехкома профсоюза. Мы и дни рождения каждого отмечали все вместе, и другие события личной жизни. Много хороших, порядочных людей работало на очистных сооружениях, кто-то продолжает работать и сейчас. Начальники смен Александр Васильевич Мусорин и Владимир Григорьевич Михайлов, Валентина Дмитриевна Иглина (недавно ушла на пенсию), Елена Лазаревна Зубанова, Валентина Вениаминовна Кирсанова… Какие ответственные люди!

Сейчас, когда еду на дачу, проезжаю мимо очистных сооружений, и сердце сжимается от тоски по любимой работе, по людям, с которыми столько лет проработала… Из Чапаевска не уехала, может, именно поэтому. Ну, еще и потому, что в 1970 году вышла замуж за Туренкова Александра Александровича, в 2010 году он, к сожалению, после тяжелой болезни ушел из жизни. Выросли оба наших сына, получили оба высшее образование. Михаил - инженер-строитель, Константин - инженер-энергетик. Когда мысленно пролистываю страницы своей жизни, все больше и больше убеждаюсь в том, как хорошо, пусть небогато, и интересно мы жили и работали.

 

Подготовила к печати Людмила ДЕШЕВЫХ. 

Комментарии (0)