1937 ГОД: БОРЬБА ПРОЖОЛЖАЕТСЯ
Второй пятилетний план развития народного хозяйства в 1937 году был успешно выполнен. Итогом 20-летнего исторического развития страны стало провозглашение социалистического строя.
Официально было провозглашено, что в стране остались лишь дружественные классы трудящихся: рабочий класс и трудящееся крестьянство. Казалось бы, в связи с этим классовая борьба прекращается. Между тем карательная работа против врагов народа достигла высшей интенсивности в 1937 году.
Как жил Чапаевск в это время? Давайте заглянем на страницы городской газеты «Чапаевский рабочий» за 1937 год. Уже в начале года резко меняется тон газетных публикаций: «Смерть - предателям, убийцам, презренным предателям Родины!», «Уничтожить врагов народа!», «Предателей Родины расстрелять», «Стереть с советской земли». Речь идет о сообщениях с митингов трудящихся Чапаевского района, поддерживающих разоблачение органами НКВД троцкистского «параллельного центра» в составе Пятакова, Раде- ка, Сокольского, который по указанию Троцкого «ставил своей целью свержение советской власти, проводя подрывную работу в промышленности СССР». Резолюция митингов на Самарском комбинате, заводе № 102, хлебозаводе сводилась к одной просьбе к Верховному суду СССР: «расстрелять контрреволюционную свору, как самых ярых врагов народа». Рабочее собрание цеха Самарского комбината под руководством т. Шимко единогласно потребовало расстрела всех до одного предателей и вредителей: «Эти бешеные собаки хотели потопить нашу Родину в крови, хотели отдать ее на растерзание капиталистам. Просчитались фашистские ублюдки! Пусть беснуются эти подонки человеческого общества, их участь решена, они понесут заслуженную кару». В том же номере газеты от 28 января опубликовано обвинительное заключение прокурора Союза ССР А. Я. Вышинского, а 1 февраля - приговор, по которому 13 членов антисоветского заговора приговорены к расстрелу. Тут же публикуются одобрительные отклики работников, казалось бы, самых мирных профессий: медиков, печатников. Громкие судебные процессы следуют один за другим.
После выхода постановления ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1936 года возобновился прием новых членов партии: чистка партийных рядов от враждебных элементов в период с 1933 по 1936 год привела к сокращению ее численности на 18%. Однако теперь требовался индивидуальный подход к каждой кандидатуре, тщательное рассмотрение каждой рекомендации, что не соблюдалось на деле. Грубые нарушения при приеме в партию были выявлены в партийных организациях Самарского комбината и завода № 102. Например, в отделе капитального строительства только на собрании выяснилось, что кандидат в члены партии Чибизов поддерживает связи с родственниками - бывшими помещиками. Широко распространилась практика политических доносов. Следуя этому, рабочий ТЭЦ Самарского комбината т. Забелин разоблачил бывшего кулака Мо- рунова, при приеме на завод скрывшего свое социальное происхождение. Мастер цеха № 10 А. Ша- танов зарекомендовал себя как активный участник выявления классово чуждых элементов в цехе. С помощью «бдительных товарищей» разоблачен троцкист-двурушник Эфрос, пробравшийся в секретари парткома завода № 102. Он в течение нескольких лет поддерживал отношения с исключенным из партии троцкистом Крыловым, подрывал стахановское движение на заводе. Бюро горкома партии исключило его из рядов ВКП(б). Такая же участь постигла инженера Л. Милошенко, скрывшего принадлежность своего брата к троцкизму. Это «выяснилось» только после того, как брат, работавший в крайкоме ВКП(б), был арестован по делу «Правотроцкистского антисоветского блока».
31 августа и 3 - 4 сентября проходил пленум горкома партии, на котором обсуждался вопрос о врагах народа, пробравшихся в состав городского Совета. В своем докладе секретарь горкома т. Тихонов перечислил тех, кто оказались вредителями. Врагами народа признаны секретарь парткома Самарского комбината Шумский и директор этого предприятия Шеффер. Заведующий городской заготовительной организацией А. И. Шипилов обвинен во вредительстве в сельском хозяйстве. Члена горкома ВЛКСМ Синельникову исключили из членов партии за связь со шпионкой Семеновой. Цупак оказался бывшим эсером.
Тон в разговоре задал заведующий горздравом С. И. Усов: «В связи с выявлением врагов народа мы должны еще больше усилить свою большевистскую бдительность. Возьмем такой факт. Я лично неоднократно обращался к председателю горсовета Сырову и указывал на отдельные безобразия в городе. Сыров не хотел разговаривать».
По материалам архива
Михаила ЧИГРИНЕВА.
(Окончание следует).
- О здоровье, а также - доступности и качестве медицинской помощи
- Глава г. о. Чапаевск Д. В. Блынский: Развитие города зависит от роста населения
- СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ - ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ
- НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА
- ИЗ БОКСА - В ТАНЦЫ!
- НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ
- МАМОНТ ИЗ СЕМЬИ СЫРОМЯТНИКОВЫХ
- Все интервью