Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Город и горожане ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

23 августа 2016 года
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и всего общества. Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса всегда волновала педагогов.Сегодня она стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас важнее – физическое состояние ребенка или обучение». Поэтому очень важно учителям заботиться о физическом, психическом и социальном здоровье учащихся и внедрять в учебный процесс элементы здоровьесберегающей технологии. При этом каждый урок должен быть приятным для ребенка, ведь главная заповедь здоровьесбережения - «Не навреди!» Хочется поделиться с коллегами опытом, каким образом я применяю здоровьесберегающие технологии на своих уроках математики и физики.

Я начинаю учебные занятия с воспитательного момента – с «Минуток здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке, говорю о том, что плохая осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность. При этом предлагаю учащимся принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Желательно, чтобы запланированные упражнения были связаны с темой урока. Так, например, при изучении старинных мер длины можно продемонстрировать, что значит сажень, косая сажень, локоть и так далее.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, тоже необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.

С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога стала программа «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность. Чрезвычайно важно внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность, в сферу дополнительного образования, в том числе в математические кружки. Отдельно следует остановиться на использовании игровых технологий, не даром еще Б. Паскаль говорил: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным».

Для учащихся я придумываю интерактивную игру «Здоровая математика» с использованием математических задачек по теме здоровья. Ну, например, одна из них: «Мальчик лег спать в 10 часов вечера и проснулся в 8 часов утра. Сколько часов спал мальчик? Ведет ли мальчик здоровый образ жизни, если учесть, что дети должны спать 10 - 11 часов в сутки?» Данная задача дает детям представление о том, что такое режим и насколько важно следовать распорядку дня. Или вот еще задачка из раздела «Вредные привычки»: «Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 15 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок?»

По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из ведущих мест, что требует напряженной умственной деятельности учащихся. Чтобы предупредить утомляемость учащихся требуется четкая организация учебного процесса. Перед учителем стоит задача качественного обучения предмету, а это невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. На уроках физики необходимо поддерживать интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока, но в то же время надо учитывать уровень усталости, стараться не причинять вред здоровью.

Содержание урока физики может напрямую иметь отношение к здоровью человека, а значит, включать в себя элементы здоровьесбережения. Например, при изучении темы «Механическое движение. Скорость» можно напомнить школьникам о правилах поведения на дорогах. В канву урока по теме «Трения» отлично впишется рассказ учителя об увеличении тормозного пути автомобиля на сырой дороге и во время гололеда». Изучая раздел «Масса» можно поговорить о правильном измерении массы тела и о том, чем грозит для здоровья человека ожирение и так далее.

Для того, чтобы вызвать интерес к изучаемой теме, поднять настроение я иногда использую загадки-кроссворды. Например, вступлением к изучению темы «Измерение атмосферного давления» использую следующие загадки: «На стене висит тарелка/По тарелке ходит стрелка./Эта стрелка наперед/ Нам погоду узнает(Барометр).

С большим удовольствием ребята всегда играют с мячом, когда учитель кидает мяч и задает ученику вопрос, а тот, отдавая мяч обратно, должен дать правильный ответ. С интересом проходит на уроках и игра в слова, когда я предлагаю учащимся на время записать слова (имена существительные или прилагательные), связанные с изученной темой, в столбик.

Еще одна игра, которая хорошо принимается учащимися разного возраста – «Острый глаз», когда без измерений, то есть на глаз, нужно определить длину отрезка, объем воды в стакане.

Мимика и жесты – одни из наиболее достоверных показателей характера человеческого поведения. Смех называют самой верной «пробой души», свидетельствующей о ней более верно, чем речь и слезы. Наблюдая за жестикуляцией, мимикой, пантомимикой школьника, опытный педагог может многое заметить и понять в его поведении и, значит, в характере. Выразительные движения могут уточнить, дополнить, пояснить речевые сообщения; с их помощью можно усилить или ослабить сказанное, выразить свое отношение к предмету разговора; они помогают наладить обратную связь.

В заключениe хочется еще раз посоветовать коллегам: заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников.

Марина ВЕЛИЧКО, учитель математики и физики.

Комментарии (0)