Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Город и горожане ВОСПИТАЛА ДОСТОЙНЫХ ДЕТЕЙ

ВОСПИТАЛА ДОСТОЙНЫХ ДЕТЕЙ

28 июня 2013 года

Детство - это зо­лотая пора, при­выкли думать мы. Мама и папа всегда рядом, любят, стараются, чтобы их дитя росло в любви и радости.

Откуда было взять эту не­заменимую родительскую любовь шестилетней Саше, когда умерла ее мама, а отец уехал куда-то в неизвестные края из ма­ленького села Шаланга Казанской области? Ба­бушка сказала: Сашиного брата Борю возьму, а дев­чонку - в детдом. С этого решения для сироты на­чался настоящий кош­мар. Бесконечные переез­ды из приютов в распре­делительные дома, Ка­зань, Елабуга и уже в са­мом конце скитаний - село Трудолюбово - детей в то время распределяли по селам. К этому време­ни девочка успела окон­чить четыре класса.

Александра приехала в незнакомое село вместе с двумя подругами по интер­нату. Им предстояло жить в семьях. Жена председа­теля колхоза помогла ей устроиться к Филиппу и Устинье Красновым, у которых не было своих детей. Девочка быстро ос­воила все нехитрые рабо­ты на селе, хотя понача­лу, по ее словам, «чуток опростоволосилась»:

- Послали нас, четыр­надцать девчонок, полоть гречушку. Бригадир ско­мандовал - выполите все цветы и горчицу. Пришли мы на поле и ахнули - все в желтых цветах. А цвету­щую гречушку до этого никто и в глаза не видал.

Стали полоть эти желтые цветы, думали - это и есть горчица. Вдруг громкие крики - бригадир ругается.

Оказывается, как раз цве­ты этой гречушки мы и срывали. Хорошо, что еще немного «пропололи».

Но в Трудолюбове Саша пожила недолго. От сестры бабушки из Каза­ни пришло письмо:

«Саша, приезжай скорее.

Отец нашелся». Всю ночь и все утро девочка пропла­кала - то ли от горя, то ли от счастья, что где-то есть родной человек, а не доб­рые, но чужие люди. А по­том с тридцатью рублями, выданными ей на дорогу, уехала в Казань.

В Казани Саша узнала папа работает в Татарс­ком театре бутафором, у него есть семья, двое сы­новей. Но идти к нему сра­зу запретил милиционер - а вдруг отец опять исчез­нет, чтобы избежать ответ­ственности за дочь? Ско­ро состоялся суд, отцу присудили выплату али­ментов. А Александра за­была про все обиды, про свои детдомовские годы, как только увидела в суде отца - сердце у нее заби­лось, слезы потекли по щекам.

- Родство есть, а я по детдомам скиталась, - сно­ва со слезами вспоминает Александра Ильинична сейчас.

Оказалось, не совсем забыл отец про свою доч­ку. Они снова встретились уже не в суде, а у крестно­го девочки, поговорили по душам. И отец предложил жить вместе с ним и его семьей. Жизнь у отца ока­залась не особенно радос­тной. Девочка изо всех сил старалась угодить всем - убиралась, готовила, бега­ла за продуктами. Зато с соседями отношения сло­жились замечательные.

- Однажды жена отца сказала: «Как борща хо­чется», - рассказывает Александра Ильинична. - Я предложила сварить борщ, только деньги на продукты попросила. «До­бавь побольше буряков», - сказала она, уходя на работу. Откуда я знала, что такое буряки? Свари­ла щи, приготовила вто­рое. Приходят все домой, едят, недоумевают - где же борщ? Оказалось, буряки - свекла. Я такого назва­ния свеклы и не знала вов­се. Зато после этого на всю жизнь запомнила.

Трудности у Саши на­чались, когда пришло вре­мя получать паспорт - надо было срочно устраи­ваться на работу. Помог­ла ей соседка - вместе они занимались оформлением документов. Поскольку никакой метрики у девоч­ки не было - она потеря­лась при бесконечных пе­реездах в раннем детстве, родственники вспомина­ли, в каком же месяце она родилась. Вроде бы летом, в июне. А вот на годы стар­ше Саша стала по соб­ственной воле - чтобы на работу уж точно взяли. И устроилась ученицей те­лефонистки на Бауманс­кую телефонную станцию.

Прошло какое-то вре­мя, и в семье начались ссо­ры, снова приведшие род­ственников в суд. «Все рав­но жизни тебе не дам», - пообещала мачеха, окле­ветав девушку. Саша пере­шла жить к соседке. Од­нажды, когда в дом приеха­ли гости из Чистополя, де­вушка рухнула на колени перед ними и попросила забрать ее туда, где никто ее не знает и не сможет оскорбить. Гости пообе­щали вызвать молодую те­лефонистку. И действи­тельно, спустя две-три не­дели девушке позвонили на станцию те самые суп­руги из Чистополя. Алек­сандра собрала свои не­хитрые пожитки и почти бегом кинулась на при­стань - брать билет до не­знакомого города.

- Отвлеклась ли она тог­да или задумалась, Алек­сандра Ильинична теперь уже не помнит. Только вместо Чистополя она ку­пила билет на пароход в Куйбышев. Приехала, сра­зу - на телефонную стан­цию. И в ужасе поняла, что попала в город, в ко­тором не знает совсем ни­кого! От этой новости Саша разрыдалась на при­стани. И тут вмешалась сама судьба. К несчастной девушке подошла женщи­на. Поинтересовалась, от­чего так горько и безутеш­но она плачет. Выслушав, предложила поехать с ней в небольшой город неда­леко от Куйбышева - Чапаевск. По дороге предста­вилась: тетя Мотя. А де­вушка про себя называла ее «спасительница».

«В тесноте, да не в обиде», «Есть вода, а кар­тошку весной посадим», «Проживем, не тужи», - так говорила тетя Мотя девушке, уже отчаявшей­ся найти работу в городе. На завод не брали, на телефонной станции со­кратили через полгода. А вскоре Александру ждал еще один поворот судьбы. В соседнюю квартиру вме­сте с призывниками при­ехал Николай Елуферьев, высокий, статный моло­дой человек. И семья, у которой жила девушка, предложила ей выйти за него замуж.

- Познакомились, по­нравились друг другу, - го­ворит Александра Ильи­нична. - И сразу свадьбу сыграли.

А дальше жизнь пока­тилась по накатанной ко­лее. Хорошо узнать друг друга Николай и Алексан­дра смогли уже в процессе семейной жизни. Через два года родилась первая дочь, Галина. Еще через два года - Анатолий. Николай ра­ботал на 102-м заводе стар­шим аппаратчиком. Семья жила в бараке, в девятиметровой комнате, под полом которой весной и осенью шумела вода. Ког­да в 1950 году Александра устроилась на работу в тот же цех, где работал муж, Елуферьевым дали кварти­ру в доме на ул. Тарасова (тогда она называлась Клубной). Через несколь­ко лет у них уже было еще шестеро детей - Валенти­на, Нина, Виктор, Надеж­да, Вера, Наталья.

- Тяжело было рабо­тать, - вспоминает Алек­сандра Ильинична, - до­мой придешь после рабо­ты и не знаешь, за что браться. Хорошо, ребя­тишки помогали. Каж­дый делал свое дело. Валя, например, ходила за продуктами - ей приходи­лось стоять в очередях. Толя, старший, приходил на обед, жарил лепешки, кормил всех. На 102-м за­воде работало еще не­сколько детей - елуферьевская династия.

Вот так, незаметно, в труде, в домашних делах, в воспитании детей летели годы. Брак с Николаем продлился 38 лет. Муж внезапно умер, дети давно уже выросли, разлетелись из родительского уютного гнезда, обзавелись своими детьми. Но по сложившей­ся годами традиции все продолжают встречаться в день рождения мамы - раз­говаривают, общаются, дарят интересные подарки родному человеку.

- Один из моих зятьев подарил мне настенный ковер с моим изображени­ем, снимает обо мне фильм, - с гордостью де­лится Александра Ильи­нична. - Все мои дети для меня одинаково родные и любимые, подрастают уже праправнуки.

Не делила на своих и чужих Александра Ильи­нична и детей второго своего мужа Петра Алек­сеевича Жданова. Всего в семье Ждановых было тринадцать детей, о кото­рых родители заботились, которых любили. Вместе со вторым мужем Алек­сандра Ильинична про­жила 24 года, и это тоже были счастливые годы ее жизни.

Сейчас Александра Ильинична живет в той самой квартире, которую 53 года назад добилась бла­годаря своей настойчиво­сти. Есть в ее характере такая черта. Вместе с ней живет дочь Валентина, по­стоянно приходят в гости младшие члены семьи. Здоровье ее стало хуже после смерти двоих детей - какая мать спокойно пе­реживет такое горе?

Для Александры Иль­иничны каждый визит род­ных и любимых людей - всегда радость. Большая дружная семья, достойные дети, внуки - именно об этом она мечтала и этого добилась та, рано остав­шаяся сиротой маленькая девочка.

- И каждый день я мыс­ленно благодарю ту жен­щину, тетю Мотю, с ко­торой судьба меня свела на Куйбышевской приста­ни, - говорит Александра Ильинична. - Я обязана ей, а затем и своему мужу Николаю за помощь, под­держку, защиту и беско­рыстную любовь.

 

Алла НОВОКРЕЩЕНОВА.

Фото из семейного архива. 

Комментарии (1)
Гость, 11.08.2013 в 22:47

царство небесное вам Александра Ильинична, пусть земля вам будет пухом. Помним и скорбим.
А автору огромное спасибо за прекрасную статью о жизни этой замечательной и добросердечной женщины.