Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Город и горожане В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАЛЕ ШКОЛЬНИК ПОКАЗЫВАЕТ СЕБЯ НАСТОЯЩЕГО

В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАЛЕ ШКОЛЬНИК ПОКАЗЫВАЕТ СЕБЯ НАСТОЯЩЕГО

5 февраля 2014 года
В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАЛЕ ШКОЛЬНИК ПОКАЗЫВАЕТ СЕБЯ НАСТОЯЩЕГО

В своем Послании губернатор Самарской области Н. И. Меркушкин отметил, что спорт играет важную роль в становлении молодежи, ее физическом и нравственном воспитании. В спорт каждый попадает по-разному. Одних приводят родители, других находит тренер. А для кого-то знакомство со спортом начинается в школьном спортзале на уроках физкультуры. Своими наблюдениями и мыслями о физическом воспитании школьников поделилась наш сегодняшний собеседник педагог центра образования Татьяна Вадимовна ПАВЛОВА.


 

Тот, кто со спортом по жизни шагает…

 

   
- Татьяна Вадимовна, расскажите немного о себе. Что подвигло Вас на педагогическую стезю именно в сферу физического воспитания детей? 
 
 - С детства я увлекаюсь спортом. Мой отец, когда я училась в третьем классе, впервые поставил меня на лыжи. Помню, у меня тогда были лыжи с ботинками - по тому времени жуткий дефицит. Этот вид спорта сразу меня увлек. Папа и сам очень спортивный человек, охотник, постоянно участвовал в различных соревнованиях, до 60 лет сдавал нормы ГТО, даже когда их отменили - все равно бегал, сам себя проверял, поддерживал форму. В семье мы с ним постоянно соревновались. Я во всем пыталась обогнать его, невзирая на то, что он мужчина. Да и вообще спорт по жизни со мной шагает. В классе тоже хотела бороться. У нас были девчонки выше меня, сильнее. И мне всегда хотелось их обогнать. Иногда это получалось. Было и первое место по городу по прыжкам в длину с разбега, также я неплохо плавала - в Карелии, при школе, где я училась, был 25-метровый бассейн.
 
После окончания школы поступила в мончегорский техникум (Мурманская область) на специальность «учитель физической культуры», затем продолжила образование в Куйбышевском педагогическом институте (сейчас ПГСГА). И по распределению попала в Чапаевск. Здесь должен был строиться школьный комплекс с манежем и бассейном - вот меня и еще двоих однокурсников, Юру Лукьянова и Андрея Пономарева, как молодых специалистов сюда и направили. Но начались сложные, непонятные 90-е, и строительство, увы, остановилось. Жаль, что этот спортивный объект жители так и не увидели. 
 
А мы все втроем к тому времени работали на ЧОЗИПе. Утром в детских садах вели закаливание и уроки физкультуры. А во второй половине дня работали с населением: шейпинг, ритмика, тренажерный зал, волейбол. А потом я устроилась в школу учителем физической культуры. Сейчас в центре образования веду уроки у школьников, а также секционную работу - у меня своя команда «Универсал», в которой ребята в равных долях занимаются акробатикой, танцевальными элементами и волейболом по разработанной мной программе.
   

 

«Кто не занимается, тот сиднем и останется»

 

   
- С какими трудностями приходится сталкиваться Вам как учителю физкультуры?
 
- Сегодня ушли такие понятия, как, скажем, пионерия. А вместе с этим и единство, появилась разобщенность - в том числе и в классах между детьми. Уже несколько поколений детей четко направлены на индивидуальное развитие, личностный рост. Они готовы на все ради достижения собственной цели и абсолютно не знакомы с тем, что называется «командный дух». Возьмем, скажем, волейбол - прекрасная игра, очень интеллектуальная. В ней важна не только быстрота реакции, но и умение работать именно в команде. Увы, но сегодня этому уделяется мало внимания. И это порой видно во время городских соревнований - не только по волейболу. Блестящие игроки, многое умеют,  но при этом каждый индивидуалист, работает больше на себя. Возможно, я сужу о сегодняшних детях по себе. Мое поколение другое - мы жили командой. Иногда даже приходилось наступать себе на горло во имя общих или чужих интересов: когда ты делаешь что-то лучше, чем твой напарник, ты должен подтянуть его до своего уровня. А это не так-то просто. Не только физически, но и психологически. 
 
И еще один момент: детям сегодня не хватает желания заниматься спортом, вести активный и здоровый образ жизни. Недавно в городе проходила игра «Зарница», сложно было именно организовать детей. У всех них свои интересы, увлечения. И собрать команду на тренировки было достаточно трудно. Когда я училась, у нас был жесткий отбор в команду участников «Зарницы». 4 класса по 30 человек, но только 15 школьников примут участие в городских соревнованиях между школами. И ведь все рвались туда, стремились. До сих пор вспоминаю эту военно-патриотическую игру с огромным удовольствием и испытываю небывалый прилив сил. Когда стали лучшими среди 20 школ, поехали представлять наш Сегежский район на соревнования в Петрозаводск. А на дворе - конец мая, 25-е число. 1 июня экзамен. Но нам уже все равно. Мы едем на 3 дня на «Зарницу», берем с собой экзаменационные билеты, учим их в дороге. А первого числа приезжаем и все сдаем экзамен на «4» и «5». 
 
- Как Вам кажется, почему сегодня в детях нет такого жгучего желания, огонька в глазах?
 
- Такое время: на смену физической подготовке пришла подготовка информационная. Дети слишком много времени проводят за компьютером, не выходят на свежий воздух. И очень жаль, ведь у многих детей очень хорошие физические данные.   
 
- А кому оценку поставите выше - ленивому ученику с хорошими физическими данными или усердному школьнику, но с данными, мягко говоря, не аховыми?
 
- В школе часто встречаются обе эти категории. С первой - особая работа. Я стараюсь побороть лень ученика, потому что не люблю расхлябанности. И вообще лень для меня - это болезнь. Я всегда говорю: «Кто не занимается, тот сиднем и останется».
 
Есть ученики, которые действительно не обладают хорошими физическими данными. Но при этом не пропускают занятий, стараются выполнять все мои задания, указания. Они получают свои хорошие оценки за усердие, желание измениться, быть лучше. Думаю, именно за это нужно награждать по моему предмету. Таких учеников я стараюсь хвалить за малейший сдвиг, малейший успех. Чувствую, что им это действительно нужно. 
 
- И все-таки, современные дети, они какие?
 
- Они разные. У каждого из них множество масок, которые они умеют вовремя менять. За этим очень интересно наблюдать. Но зачастую именно в физкультурном зале, где не нужно 40 минут сидеть за одной партой, школьник показывает себя настоящего. 2 - 3 урока наблюдения - и можно составить психологический портрет ребенка. Достаточно посмотреть, как он ведет себя во время игры, в парной работе с одноклассником, по отношению к инвентарю и к уроку как понятию, общается ли с другими ребятами. Здесь они настоящие, без масок. 
 
И, если честно, мне очень нравится работать именно с трудными детьми: из трудных семей или с теми, кто зачастую из-за своего характера становятся изгоями в классе. Они интересные. Я даю им комплекс упражнений, но они не всегда выполняют их так, как нужно - привносят что-то свое, стараются выделиться. Такой возраст, что поделаешь. Я строга с ними, но всегда даю возможность проявить самостоятельность, и со временем они открываются мне. С ними можно работать. С ними нужно работать. 
 
- Наверное, это нелегко. Есть ли у Вас какие-нибудь профессиональные секреты? 
 
- У меня есть такая педагогическая «фишка» - иногда вместо урока я устраиваю чаепитие: приношу торт, грею чай. Это не значит, что я способствую лени. Такое совместное времяпрепровождение в непринужденной обстановке сплачивает и объединяет детей. И это важно, ведь сегодня, как я уже говорила, этого не хватает школьникам. Кроме того, беседа за чашкой чая позволяет быть услышанными тем детям в классе, которых в других обстоятельствах сверстники не слышат.
   

 

Мама, папа, я - спортивная семья!

 

   
- В центре образования Вы обучаете детей физической культуре 7 лет. А что физкультура дала в жизни конкретно Вам?
 
- Я всегда занималась спортом для собственного удовольствия. Мне нравится, что я в свои «за 40» выполняю нормативы, которые выполняет 10-классник. И детям я всегда старалась донести мысль, что спорт должен сопровождать их в течение всей жизни. У меня как школьного учителя физической культуры цель - научить ребят быть здоровыми. Я не стремлюсь сделать из каждого великого спортсмена, понимаю, что у многих из них есть и другие интересы в жизни. Хотя, конечно, очень радуюсь, когда ребята нашей школы побеждают в соревнованиях. Им и самим это нравится, это их затягивает. Я, однако, хочу, чтобы человек благодаря физкультуре научился чувствовать себя комфортно в любой сфере - будь то наука или бизнес, искусство или маркетинг. Хочу, чтобы спорт шел с ними рядом и как можно дольше поддерживал жизненный тонус, желание заниматься, и человек получал вдохновение от этого, «мышечную радость». 
 
- Вы - многодетная мама, у Вас трое детей. Все ли дружат со спортом? 
 
- Да. Старших сыновей сначала приходилось немного заставлять, они ходили ко мне на секцию. А потом они и сами «втянулись», им реально стало нравиться заниматься спортом. Сейчас они оба учатся в вузах, но стараются поддерживать себя в форме. Лешка, например, ходит в тренажерный зал.
У младшей Насти тоже наблюдаю желание заниматься, отдала ее в секцию на волейбол к опытному педагогу, мастеру своего дела. 
 
К сожалению, графики у всех нас такие, что мы редко можем позволить выбраться куда-то всей семьей. Но если все-таки удается, едем в путешествие - ко мне на родину или в другие красивые места. Выезжаем в кино в Самару на выходные. И, конечно, все мы очень любим совместные выезды в Семеновку, чтобы всей семьей покататься на лыжах. Такие поездки и прибавляют здоровье, и сплачивают нашу семью. Недавно у дочери был день рождения. Угадайте, что мы с мужем ей подарили? Лыжи. А потом сразу на лыжню - надо же опробовать обновку. 
 
Ну и уже традицией стало всей семьей купаться на Крещение в проруби. Стараемся поддерживать здоровый образ жизни. Я, если честно, не понимаю тех, кто злоупотребляет алкоголем. Для чего они это делают? Для поднятия настроения? Но ведь есть много других способов. Я могу засмеяться в любое время, когда захочу. Я захотела на каблуках через лужу перепрыгнуть в свои 40 с хвостиком - я перепрыгну, и меня не волнует, что в этот момент обо мне будут думать другие люди. Мне это доставляет мышечную радость. Или, бывает, идешь по улице, а навстречу тебе люди хмурые-хмурые. А я стараюсь не поддаваться этой всеобщей серости. Поэтому иду и улыбаюсь. Мне солнечно внутри.
 
Конечно, бывают проблемы в жизни. Тогда я встаю перед зеркалом и заставляю себя улыбнуться. И это помогает. Я начинаю смотреть на себя по-другому, и плохое настроение сменяется хорошим. И детей на уроках я тоже учу улыбаться. Придут порой такие уставшие, подавленные. И я стараюсь из них вытянуть улыбку. И когда я вижу, что ребенок улыбается естественно, не натянуто - можно продолжать урок! 
   

 

Вперед, Россия!

 

   
- 7 февраля стартуют зимние Олимпийские игры в Сочи. Будете следить за ходом соревнований?
 
- Конечно, я всегда стараюсь смотреть такие крупные спортивные события. Среди зимних видов спорта очень нравится биатлон, да и вообще все виды лыжных гонок.  Мне интересно посмотреть, как люди работают, насколько выкладываются. Меня это восхищает. Только представьте: биатлонистам нужно бежать на полной скорости, а потом резко остановиться, вытянуться в струнку и за маленький промежуток времени сделать несколько выстрелов в цель. Это ж насколько сосредоточенным должен быть спортсмен! В этом году впервые в олимпийской истории на трамплин будут допущены женщины. Очень хочу посмотреть трансляцию. Ну и очень люблю хоккей. Вообще это папина «болезнь», но она и мне передалась. 
 
Хочется пожелать ребятам из нашей сборной золотых побед! Ведь видя перед собой такие достойные примеры, дети и молодежь сами потянутся в спорт. Так что вперед, Россия!
 
Беседовала Наталья ЗЛОБИНА.
 
Комментарии (0)