В ДРУЖБЕ С МУЗЫКОЙ И СПОРТОМ
- Отец у меня умер рано, мне было всего один год четыре месяца, - вспоминает Владимир Васильевич. - Первое время мать с родственниками жила в землянке, там меня и качали в зыбке. Потом дали комнату в доме на Пролетарской улице. Жили впятером в шестнадцатиметровой комнате, но после землянки это было такое счастье. Я учился в школе, но тут началась война, на заводе давали паек, семьсот грамм хлеба, и в возрасте одиннадцати лет и десяти месяцев меня взяли на завод, учеником электрика. Было это в сорок первом году.
Уже после войны Жижин прошел шестимесячные курсы ФЗО по все той же специальности электрика. В шестидесятом году Владимир Васильевич закончил вечернюю школу, потом учился в Куйбышеве, получил специальность механика по ремонту и обслуживанию лифтов. Работал и после ухода на пенсию, последняя запись в трудовой книжке Жижина датирована 2007 годом. Посчитайте, какой трудовой стаж у этого человека. И воспоминания ветерана - интересны, особенно о том, как жили люди в то трудное, сложное время.
- Тяжело было. Во время войны работали по двенадцать часов. Бывало, смена кончается, но приходят вагоны, и нас опять бросают на загрузку. А мы, мальчишки, те ящики, что мужики поднимали поодиночке, таскали вдвоем. Придешь, до смерти уставший, с работы, только ляжешь спать, а тут уже надо идти на работу... Но мы еще ходили на танцы в ДК имени Чапаева! Одеты были кое-как, но этого не стеснялись. Мне, например, дали фуфайку, выдали катаные пимы, а галоши я уже купил сам. Их делали умельцы из автомобильных камер. И народ танцевал с упоением. Это была отдушина среди беспрерывного труда!
Тогда я начал играть в духовом оркестре. Я еще до войны ходил учиться к Петру Ефимовичу Гончарову, мне нравилось заниматься, но он часто выгонял меня из оркестра - запрещал щелкать семечки. Как увидит, что я их грызу, так и выгонял. А уже во время войны в нашем городе появились музыканты, эвакуированные из Ленинграда, - Виктор Фатеев, Владимир Беляков. Руководил ими кларнетист, которого звали только по имени-отчеству - Казимир Полетыч. Это были музыканты высочайшего класса, я у них многому научился. После окончания войны они все уехали обратно в Ленинград.
Трудно представить, что маленький мальчишка смог освоить самый большой духовой инструмент - бас. В составе духового оркестра Жижин выступал на конкурсах в других городах, играл на танцах в парке «Буревестник». Отношение к музыкантам тогда было особое. Считалось престижным иметь свой духовой оркестр. У каждого завода и каждого дворца культуры был свой оркестр. Всем музыкантам шили одинаковые костюмы, покупали одинаковые рубахи, ботинки.
- Самодеятельность у нас в городе была сильнейшей. В пятидесятые годы мы заняли первое место на областном фестивале. Помню, как шли колонной по Самаре духовые оркестры, певцы, акробаты...
Везло нам тогда на руководителей. Владимир Иванович Мятлев, директор ДК имени Чапаева, не чурался игры в драмкружке. Каких только кружков в ДК не было, вплоть до кройки и шитья! И народ туда не шел - бежал.
Сам Владимир Васильевич до последнего играл в муниципальном городском оркестре, хотя ему было уже под восемьдесят лет.
Была у Жижина и вторая страсть.
- В футбол мы играли еще до войны, около дома. Сами сшили мячик из тряпок и гоняли по двору. А всерьез я увлекся футболом в 1952 году, когда мне было двадцать четыре года. Сначала играл за сборную цеха на «Полимере». Потом вошел в состав заводской сборной, играл в нападении, был капитаном команды. Тогда чемпионат города был популярнейшим мероприятием! Собирались полные трибуны, болели азартно, особенно когда наша команда играла против «Металлиста». Неоднократно чапаевцы выигрывали чемпионат области. Наша команда с завода «Полимер» ездила на Украину, на турнир команд химической отрасли. Туда съехались лучшие команды со всей страны.
В один год в первенстве на кубок СССР мы выбили из турнира «Локомотив» из Куйбышева, команды из Нижнего Тагила, Йошкар-Олы. Сейчас из состава той команды осталось всего три человека. Встречаемся по выходным на футбольных матчах. До сих пор дружу с бывшим председателем спорткомитета Николаем Петровичем Зикевским. Он хоть и уехал в Тольятти, но мы часто созваниваемся.
...А когда начиналась зима и футбол заканчивался, в жизни Жижина появлялся русский хоккей.
- Играли в хоккей кто в чем, даже в шапках-ушанках. Перед игрой сами расчищали площадку от снега, а то ведь могли засчитать поражение.
В футбол и хоккей Жижин играл долго, закончил, уже в команде ветеранов, в 1980 г. Свое хорошее физическое состояние Владимир Васильевич связывает именно с увлечением спортом и духовым оркестром.
- О здоровье, а также - доступности и качестве медицинской помощи
- Глава г. о. Чапаевск Д. В. Блынский: Развитие города зависит от роста населения
- СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ - ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ
- НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА
- ИЗ БОКСА - В ТАНЦЫ!
- НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ
- МАМОНТ ИЗ СЕМЬИ СЫРОМЯТНИКОВЫХ
- Все интервью