Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Город и горожане ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ, ЛЕГКО НА ОЛИМПИАДЕ

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ, ЛЕГКО НА ОЛИМПИАДЕ

9 июля 2014 года
ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ, ЛЕГКО НА ОЛИМПИАДЕ

В конце учебного года 50 одаренных детей региона получили дипломы лауреатов именной премии губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина и денежное поощрение. Среди награжденных есть и учащиеся Чапаевска. И один из них - наш сегодняшний герой, учащийся школы № 1  Михаил Чекулаев. Михаил также является обладателем премии губернатора за успешное выступление на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2013 - 2014 учебного года. О том, с чего началось его увлечение естественными науками, школьник поделился с нашим корреспондентом. 

А началось все, как выяснилось, внезапно. В 7 классе учитель С. В.  Титова предложила Михаилу попробовать свои силы в предметной олимпиаде по биологии. И семиклассник попробовал. Да так успешно, что в итоге практически без подготовки занял призовое место среди учащихся Чапаевска. Он решил, что и в следующем году попытает счастье. На этот раз готовился целенаправленно, читал специальную литературу. И результат не заставил себя ждать. В следующем году М. Чекулаев занял уже первое место по городу.

Кроме того, в 8 классе в школе начали изучать еще один предмет, который также заинтересовал ученика, - химию. И Михаила так увлекли эти миры молекул, различных организмов, химических элементов, что в 9 классе школьник привез в родной город целых 2 победы - стал лучшим в предметной олимпиаде по химии и биологии среди учащихся всей Самарской области. Честь области учащийся школы № 1 отстаивал уже на заключительном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников в Казани (химия) и Саранске (биология). 

- На округе задания показались мне довольно простыми. А заключительный этап - это, конечно, уже совсем другой уровень сложности. Для того, чтобы успешно выступить там, знаний школьной программы недостаточно. 

Школьные учебники, по признанию преподавателей Е. В. Шпаковской и С. В. Титовой, Михаил проштудировал давно. И уже перешел на вузовскую литературу, дополнительные энциклопедии и сборники по естественным наукам. Комната этого не по годам умного парня просто завалена книгами. Многие из них приходится заказывать по Интернету - в Самаре такой литературы нет.

Кроме олимпиад М. Чекулаев с удовольствием участвует в научных конференциях, занимает призовые места, ходит на занятия в самарский Центр для одаренных детей - там лекции лучшим ученикам области читают профессора из университетов. Приходилось выступать и при студентах - членах вузов-ского научного кружка. 

Научная деятельность занимает практически все свободное время Михаила. Часто ему даже приходится пропускать школьные занятия. Учителя, конечно, гордятся таким талант-ливым учеником, идут ему навстречу, однако поблажек не делают. Так что школьную программу по другим предметам приходится нагонять. Впрочем, особых трудностей это у М. Чекулаева не вызывает. Учится он только на «отлично». Вот и ГИА по русскому и математике тоже сдал на твердые пятерки. Успешный ученик, по мнению Михаила, должен обладать трудолюбием, усидчивостью, иметь хорошую память, логику и немного интуиции - без этого никуда. В суеверия победитель областной олимпиады не верит. 

- Биология и химия - такие науки, где помогут только знания, а не пятак в ботинке или немытая голова, - признается он. - Заключительный и региональный этапы олимпиады содержали не только теоретические, но и лабораторные задания. На заключительном этапе я выступил достойно, но все же есть к чему стремиться. Огромный вклад в мою двойную победу на уровне области внесли учителя. Вместе со мной они штудируют литературу, решают задачи, помогают мне разобраться в теме. И, конечно, меня всячески поддерживают родители: покупают научную литературу, подарили микроскоп, с помощью которого я провожу разнообразные биологические исследования. 

Многие сверстники еще даже не знают, какую профессию выберут после окончания школы. А вот М. Чекулаев твердо решил, что после 11 класса будет поступать на биологический или химический факультет, так как хочет стать биохимиком, работать на благо страны и, возможно, когда-нибудь совершить важное научное открытие.

Скоро начнется новый учебный год, а с ним и новые олимпиады. На вопрос, когда он приступит к подготовке, Миша, застенчиво улыбаясь, отвечает: 

- Да я уже готовлюсь. У меня каникул не бывает.

Помимо Михаила призерами и победителями регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады для школьников стали еще 15 учащихся из Чапаевска. О секретах подготовки 
сегодня рассказывают их учителя.

Елена Геннадьевна ТАТАРИНЦЕВА, 
школа № 4 (ее ученик Сергей Хуртин, учащийся 11 класса, стал призером регионального этапа предметной олимпиады по биологии):

- Каждый ребенок имеет предрасположенность к тому или иному предмету. Задача учителя - вовремя распознать, в какой области талантлив ученик, поймать момент. Сергея я заметила в 6 классе. И началась наша совместная системная работа по подготовке к олимпиаде. Меня радует, что Сергея мотивирует не оценка, а желание познать неизведанное, узнать что-то новое. Он самостоятельно изучает дополнительную литературу, работает с источниками, которые я ему советую. Надеюсь, что те знания, которые он получил в стенах школы, пригодятся ему при поступлении в вуз и дальнейшем обучении.

Вера Вячеславовна ЧИЧКОВА, 
школа № 13 (на региональном этапе предметной олимпиады по русскому языку успешно выступили сразу две ее ученицы - девятиклассницы Ирина Подлипнова и Виктория Омелькина):

 - Для любого учителя большая радость работать с талантливыми и трудолюбивыми учениками. Ирина и Виктория как раз такие. Девочки очень усидчивые, любознательные, быстро схватывают материал. Они всегда хотели знать чуть больше, чем их одноклассники. Даже сейчас, на каникулах Ира и Вика штудируют энциклопедии и лингвистическую литературу по списку, который я для них составила. И им это интересно.  
Немалый вклад в победу учащегося на олимпиадах привносит, конечно, учитель. Но надо заметить, что занятия с ребенком - это всегда обоюдный процесс, он обогащает как школьника, так и преподавателя. Кто-то из классиков сказал: «Обучая, учусь!». Я и сама многому учусь у своих ребят. И всегда радуюсь их победам. Когда В. А. Жуковский прочитал поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», он подарил писателю свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Я с удовольствием стала бы побежденным учителем. Конечно, впереди у девочек будет еще немало достойных педагогов, наставников, но я рада, что они оттолкнулись именно от моего плеча. 

Наталия Ивановна СКРЕБКОВА, 
школа № 3 (ее ученик Роман Илюхин, учащийся 11 класса, стал призером регионального этапа предметной олимпиады по математике):

- Рому я заметила еще в 6 классе. Он уже тогда отличался нестандартным мышлением и очень любил решать задачки, где нужно рассуждать. Иногда в классе, когда ученики заходят при решении в тупик, я говорю: «Ром, подкинь нам идею!». И Рома подкидывает. И сразу все становится понятно. Но вот уговорить его участвовать в олимпиаде мне никак не удавалось. Чтобы он не растерял навыки, я частенько подкидывала ему интересные и нестандартные задачки, которые он с удовольствием решал. И вот в 11 классе, когда как никогда остро встает вопрос о поступлении, Рома понял, что необходимо показывать себя. Он стал серьезнее, вдумчивее, заметно повзрослел. И сам изъявил желание пойти на олимпиаду. На округе он занял призовое место. На следующем этапе, региональном, также стал призером. За него очень порадовались и я, и его мама, учителя школы, одноклассники. 

Елена Геннадьевна ЧЕКАЛОВА, 
школа № 10 (ее ученица Яна Котелевская, учащаяся 11 класса, стала призером областного этапа предметной олимпиады по технологии):

-  В школе я преподаю физкультуру, а технология - это, можно сказать, мое хобби, я веду кружки по этому предмету. В прошлом году ко мне пришла Яна, и я увидела ее работы в технике сухого валяния. И сразу сказала: «Яна, такую красоту должны увидеть другие». Девочка неплохо выступила на олимпиаде в прошлом году. В этом году она представляла свою работу - фигуру Майкла Джексона в его коронной позе. И с этой работой стала призером областного этапа, что очень почетно. Моя задача как учителя - помочь детям раскрыться. Мы вместе выбирали  материал, цветовую гамму для ее работы, я помогала подготовить всю «бумажную» часть - оформить проект. Мне всегда очень приятно, когда ребята выигрывают. Еще большое удовольствие для педагога - наблюдать за творческим ростом ребенка. Если в том году Яна ехала на олимпиаду, чтобы просто попробовать свои силы, то в этом - уже с настроем победить. И никак иначе.

Подготовила 
Наталья ЗЛОБИНА.
 
Комментарии (0)