Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Город и горожане "РАЗВЕРНУТЬ ШКОЛУ НА ВОСПИТАНИЕ"

"РАЗВЕРНУТЬ ШКОЛУ НА ВОСПИТАНИЕ"

19 марта 2014 года
"РАЗВЕРНУТЬ ШКОЛУ НА ВОСПИТАНИЕ"

В средней школе № 10 на протяжении не одного десятилетия традиционно воспитательная функция шла параллельно с образовательной. Презентуя школу на недавно прошедшем семинаре для заместителей директоров школ Юго-Западного управления, ее директор Н. В. Пылева напомнила, что их школа была и остается социокультурным центром на Проспекте. Цель школы - создать условия для формирования компетентной творческой личности, обладающей гражданскими и нравственными качествами, способной к интеграции и самореализации в современном обществе.


Понятно, что Юго-Западное управление министерства образования и науки Самарской области не случайно выбрало именно эту школу для проведения семинара о проблемах введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в образовательных учреждениях округа. Именно государственные образовательные стандарты, по которым сейчас работает начальная школа, предусматривают кроме обычных уроков часы, причем оплачиваемые для учителя, на внеурочную деятельность. Другое дело, как они используются. Об этом и о многом другом и шла речь на семинаре. Оказалось, что и проблем здесь еще пока немало.

Поприветствовав участников семинара, руководитель Юго-Западного управления министерства образования и науки Самарской области В. В. Пасынкова сказала, что введение государственных образовательных стандартов сначала в начальной, а потом и в основной школе подкреплено соответствующим оборудованием, которое поступило во все школы. Разработчики этого оборудования уверены, что его правильное использование улучшит качество обучения и воспитания. Но вот везде ли созданы условия, чтобы полученное оборудование работало успешно.

Пространство возможностей

Н. В. Пылева сообщила, что их образовательное учреждение получило оборудование для реализации федеральных государственных образовательных стандартов на 1 миллион 370 тысяч 670 рублей. ФГОС реализуется в десяти классах, где обучаются 279 детей, работают 28 педагогов, которые были обучены для работы по этим образовательным стандартам. Использование оборудования на практической части семинара потом было показано. Какова результативность образовательного процесса и как была обеспечена качественная подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации, было продемонстрировано участникам семинара на слайдах, где прослеживалась положительная динамика качества знаний на всех ступенях обучения.

«В Послании губернатора Самарской области, - говорила Н. В. Пылева, - создание целостной системы работы с одаренными детьми определено задачей особой важности». И на слайдах демонстрируются успехи и достижения учащихся и их педагогов на олимпиадах и научно-практических конференциях разного уровня. Обучающиеся школы являются активными участниками Всероссийской олимпиады школьников «Олимпиус», а также и международных игр-конкурсов.

Одну из своих задач педагогический коллектив школы видит в формировании духовно-нравственного и гражданско-патриотического сознания учащихся. Школа должна стать пространством возможностей, считает Н. В. Пылева.

Внеурочная деятельность

Более подробно об организации внеурочной деятельности рассказала коллегам заместитель директора школы по воспитательной работе М. А. Артюхина, представив программу, разработанную с учетом специфики их учреждения, социокультурной среды, традиций школы, материально-технического оснащения и образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Ключевым аспектом образовательной программы общего образования являются воспитание и социализация, которые направлены на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их профессиональной ориентации, а также формирование экологической культуры и безопасного образа жизни. Образовательный стандарт задает воспитанию статус общенациональной темы, предлагая адекватную форму проектирования духовного и нравственного человека. То есть он возвращает в школу воспитание.
Программа, которая реализуется в школе с 1 по 11 класс, включает восемь направлений, с которыми М. А. Артюхина также познакомила коллег. И важной составляющей программы воспитания и социализации является внеурочная деятельность, которая включает спортивно-оздоровительную, художественную, проблемно-ценностное общение. Представленные слайды демонстрируют хорошую материально-техническую базу для этой работы. В структуре программы - планируемые результаты, а также ее методическое обеспечение.

В школе ведется пошаговое введение внеурочной деятельности для обучающихся  1 - 5 классов в соответствии с ФГОС. Сначала дети знакомятся с имеющимися в школе творческими объединениями и спортивными секциями. И только потом вместе с родителями заполняют «Лист выбора», он заполняется два раза в год. На слайдах - все направления внеурочной деятельности. Хотя проблем и трудностей в организации внеурочной деятельности, замечает М. А. Артюхина, тоже достаточно. Но есть наработки, есть осмысление опыта, то есть школа знает, в каком направлении двигаться.

«Стандарты надо полюбить»

Эту фразу сказала, выступая, начальник отдела развития образования Юго-Западного управления Г. Г. Чуркина. Понятно, что все новое внедряется трудно. «И если мы, руководители, не сможем понять, что такое федеральный государственный образовательный стандарт, мы не сможем помочь учителям на стадии их внедрения», - продолжила Г. Г. Чуркина. Начали их внедрять с 2011 года. Поэтапно. Важно, чтобы была преемственность. Многих пугает то, что требуется составлять много новых планов. Но планы воспитательной работы есть в каждой школе, может быть, их только следует скорректировать в соответствии с новыми требованиями? На слайдах демонстрируются компоненты, разделы планов, система оценки. Очень важный момент - планирование результатов, на нем Г. Г. Чуркина останавливается более подробно. И при этом нельзя ученикам увеличивать учебную нагрузку, за этим строго следят надзорные органы. Из множества звучавших новых терминов, требований я поняла одно: организация образования поставлена на научную основу. Эту мою мысль подтвердило и следующее выступление - начальника отдела аттестации и повышения квалификации ресурсного центра Е. Н. Вихриевой. Ее тема звучала так: «Учебно-лабораторное оборудование как эффективное средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Тут были и графики, и схемы. Было продемонстрировано автоматизированное рабочее место педагога, потом автоматизированное рабочее место учащегося и многое, многое другое. В общем, большой объем новой информации получили участники семинара. Всем не терпелось скорее увидеть все это на практике, то есть на уроке. Участников семинара разделили на три группы, каждая из которых должна посмотреть по три урока в начальной школе. Их давали учителя начальных классов Е. Г. Капитан, Т. Ю. Алехина, В. Д. Якуткина. Темы даже не буду называть, они очень сложны для непосвященного человека. Тем не менее ученики начальных классов ориентируются в них легко.

В общем, реформа образования идет, как мы видим, семимильными шагами. И федеральные государственные образовательные стандарты, которые внедряются в школу, предусматривают обучение и воспитание как взаимодополняющие друг друга процессы.

Людмила ДЕШЕВЫХ.
Фото автора.
Комментарии (0)