Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город

ОДНО ПИСЬМО

22 февраля 2013 года

Весточка от отца пришла вместе с похоронкой и еще одним письмом - от командира части, в которой он слу­жил. Сложенный в треу­гольник листок желтова­той линованной бумаги с истертыми сгибами, на котором карандашом на­писаны торопливые стро­ки и один адрес: часть 154. Письмо датировано 9 фев­раля 1943 года. А погиб лейтенант Рябихин 10 февраля в жестоком бою за станицу Новоджерилиевскую Брюховецкого района Краснодарского края. Само письмо корот­ко. Но в нем - часть души человека, давшего жизнь двум дочерям и погибше­го в 22 года.

«Здравствуй, многоува­жаемая жена Маруся и дочи Тома и Тося. Во-первых, я шлю вам свой горячий бое­вой привет и желаю вам всего хорошего в вашей даль­нейшей жизни. Маруся, со­общаю вам, что я жив и здоров, еще сообщаю, что от вас получил письмо, за которое очень и очень бла­годарю. Маруся, вы пишете, что я опоздал по части по­сылки, но Маруся, у меня ведь все есть. И если вы не вышлете, то я не обижусь.

Маруся, я покуда живу ничего. Здоровье хорошее. Только одно плохо - очень скучаю об вас. Но ничего, скоро закончится война, и вернусь я с победой домой. Мне прислали письмо, что погибла сестра Татьяна.

Маруся, передавай при­вет всем своим Марусикам и крепко их целуй и напи­ши мне, как ты живешь и что нового у вас делается. Крепко целую вас и дочерей Тому и Тосю. С приветом ваш муж и папа Николай Рябихин».

- Татьяна - это двою­родная сестра папы, воен­ный фельдшер, - сдержи­вая слезы, поясняет Тома, Тамара Николаевна. - А Марусики - это мамины подруги, всех их тоже зва­ли одним именем - Ма­рия. Папино письмо было вложено в письмо коман­дира части:

«Привет, дорогой това­рищ Рябихина М. Посылаем вам письмо вашего мужа, которое написано в после­дние его боевые минуты жиз­ни. Ваш муж погиб, герои­чески сражаясь с немецкими оккупантами в селе при бо­евом сражении. Тов. Ряби­хин дрался как мужествен­ный воин нашей Родины, за­щищая населенный пункт, укрывая за своей спиной сот­ни маленьких детей и мир­ных жителей. Он пользовал­ся среди курсантов и комсо­става большим авторите­том. Его любили и с любо­вью и со скорбью на душе похоронили бойцы на цент­ральной площади станицы, в братской могиле. Память о вашем муже Николае Ле­онтьевиче навечно останет­ся у миллионов наших бой­цов и командиров. За его жизнь мы отомстим трой­ным ударом по поганому зве­рю, постараемся как мож­но скорее освободить нашу Родину от этой нечисти - гитлеровской своры.

Тяжело раненного Нико­лая вынесли из боя солдаты, они за своего командира сто­яли грудью. Посылаем вам письмо и боевой привет от всего нашего подразделения. За вашего мужа мы еще не раз будем бить немчуру.

Командир подразделения Кузнецов».

После смерти матери, долго оплакивавшей мужа, письма перешли к Тамаре Николаевне вместе с единственной фотографи­ей отца. И в конце 80-х ей удалось отыскать, где по­хоронен ее отец. Из цент­рального архива в Москве

и Краснодарского военко­мата ей пришел ответ, что Николай Леонтьевич Ря­бихин действительно похо­ронен в братской могиле в станице Новоджерилиевской, за которую погиб, и в жарких боях в Брюховец­ком районе Краснодарс­кого края погибло более 2000 человек. На памятни­ке, установленном над братской могилой, высе­чено его имя в числе дру­гих. Есть его фамилия и в Книге памяти Самарской области - вместе с фами­лией двоюродной сестры Татьяны. Тамаре Никола­евне в письме объяснили, как добраться до станицы. Она хотела съездить - даже связалась с музеем, распо­ложенным в станице Брю­ховецкой, послала им фо­тографию отца и данные о нем. Но не получилось.

- Для меня много зна­чат воспоминания об отце, - говорит Тамара Николаевна. - Их так мало - ведь мы с сестрой были совсем малышками, когда он уехал на фронт. Запомнился его приезд домой. Мама постирала его форму. А нам он при­вез по большому куску са­хара, которым я хвалилась перед каждым, кто захо­дил к нам домой, сидя на печке. А еще остались его письмо и фотография.

 

Алла НОВОКРЕЩЕНОВА. 

Комментарии (0)