Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Город и горожане О ФИЗИКЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ

О ФИЗИКЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ

26 августа 2014 года

Николай Николаевич Метальников - учитель физики и трудового обучения школы-интерната для детей-сирот. 16 августа нынешнего года исполнилось ровно 45 лет его трудовой деятельности. Мало в наших школах сейчас мужчин, хотя профессия учителя очень трудна и ответственна.

   
За свою профессиональную жизнь он искал и находил пути передачи знаний детям такими способами, чтобы они усваивались каждым ребенком, независимо от его способностей. Он стал лауреатом Всесоюзного методического фестиваля «Урок физики-88» в г. Черноголовка Московской области, где членами жюри были не только видные педагоги-физики, но и члены Академии педагогических наук и ученые из Новосибир-ского Академгородка.

Одаренных к физике детей искали тогда по всей стране, учителей, способных толково обучать физике, - также.

Кроме уроков физики увлекался Николай Николаевич историей, туризмом и краеведением и вместе с ребятами создал прекрасный школьный музей В. И. Чапаева, который просуществовал много лет. В создании этого музея Н. Н. Метальников опирался только на свой краеведческий опыт.

Собеседник Николай Николаевич отменный. Весело вспоминает он начало своей работы - сначала в Башкирии, а затем на родной земле, в городе Чапаевске. Однажды он научил играть в шахматы всю школу. Подростковая агрессивность в те времена зашкаливала все пределы. Сбиваясь в стаи, хулиганы могли отметелить кого угодно и за здорово живешь.

Шахматные турниры в школе № 23 сбивали спесь с хулиганских вожаков и способствовали переоценке ценностей. Возникали новые лидеры - умные, волевые и позитивные. Чтобы ладить с ребятами, узнавать их лучше, учитель физики водил их в ближние и дальние походы. Туристов без высоких целей справедливо называют «матрасниками», а Николай Николаевич цель выбрал высокую. Он изучил и воссоздал в музейных экспонатах всю боевую жизнь В. И. Чапаева. Была смоделирована и проведена картина последнего боя великого полководца. Встретившись с очевидцами, а также с дочерью  полководца, ребята точно установили место захоронения Чапаева.

Но краеведческая работа никогда не отвлекала Николая Николаевича от главного вопроса - как учить детей? Как создать обучающую среду, в которой невозможно остаться «незнайкой»? Есть даже образное сравнение такой среды с «рассолом», в котором огурец станет маринованым, хочет он этого или нет.

Основной способ - учитель у доски и тишина в классе, что слышно, как муха пролетела, - для Николая Николаевича малоприемлем. И  в результате творческих поисков найдены были инновационные методы работы в командах-экипажах с использованием опорных сигналов и карт, коллективное проговаривание основных моментов объяснения.

Он изучал методику донецкого учителя Виктора Федоровича Шаталова, придумывал свои эксклюзивные значки для усвоения объяснения, формы наглядного обучения, понятные абсолютно каждому ребенку. Контрольных работ он не боялся - если научил, то дети не подведут. И наоборот - спросить можно лишь тогда, когда действительно научил.

Так получилось, что последние 16 лет Николай Николаевич работает в коррекционной школе-интернате для детей-сирот. К этим детям надо было искать новые подходы. «И тогда я понял, что им надо помогать», - сказал Николай Николаевич. Как хороший скульптор, он начал убирать все лишнее, что мешает понять смысл, и установил необходимость подчеркнуть яркими красками все главное, основное. Не удивительно, что его бывшие ученики называют физику любимым предметом, а Николая Николаевича - любимым учителем.

Тепло рассказывает он о людях, с которыми приходилось работать, - П. А. Павлове, О. М. Евдокимовой, А. М. Шевцове. Но особенно сердечно он вспоминает А. А. Чигиря. При всей своей строгости был справедливым человеком. В педагогической судьбе Николая Николаевича встреча с А. А. Чигирем, по ряду обстоятельств, была знаковой. В жизни каждого настоящего учителя бывают минуты сомнений, когда хочется уйти из профессии. Многие так и делают. Но поддержка Александра Алексеевича вдохнула новые силы, и творчество продолжилось.

За 45 лет в педагогике Н. Н. Метальников  не превратился в зануду-ментора. Легко и весело шутит он над своими трудностями, рассказывает школьные анекдоты, чем-то напоминая великого Маэстро Мстислава Ростроповича. У таких людей нет груза годов, а есть великий смысл бытия. Но самое главное, он так же, как Ростропович, виртуозно владеет профессией.
   
Людмила СУХАРЕВА.
Комментарии (0)