Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Экономика В УСЛОВИЯХ МОНОПРОФИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В УСЛОВИЯХ МОНОПРОФИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

24 июля 2012 года

В СОВЕЩАНИИ приняли участие представители министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, главы городских округов Похвистнево, Чапаевск, Октябрьск, Сызрань, муниципальных районов Сызранский, Нефтегорский, руководители центров занятости городских округов и муниципальных районов. Открывая совещание, О. Б. Фурсов отметил необходимость отражения в инвестиционных проектах, реализуемых на территории муниципальных образований, целевых показателей по количеству создаваемых в рамках проекта рабочих мест. Данная мера обеспечит в будущем снижение дисбаланса спроса и предложения на рынке труда благодаря диверсификации экономики муниципалитета. С учетом создания новых рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов необходимо проводить организацию профессионального обучения безработных граждан. В целях обеспечения качества рабочих мест необходимо создание безопасных условий труда. В муниципальных образованиях с моноориентированной структурой экономики проблемы безопасности и гигиены труда стоят особенно остро, так как предприятия, выступающие основой экономики непрофильных территорий, являются, как правило, так называемыми «вредными производствами», то есть предприятиями, на которых условия труда не отвечают гигиеническим нормативам, характеризуются тяжестью и напряженностью трудового процесса.

ОПЫТОМ РАБОТЫ в этом направлении поделился глава г. о. Чапаевск Д. В. Блынский. Для обеспечения устойчивого развития экономики, рассказал он, в городском округе был разработан и утвержден постановлением губернатора Самарской области от 31.12.2010 № 127 «Комплексный инвестиционный план развития городского округа Чапаевск Самарской области на 2011 - 2015 годы», целью которого является обеспечение устойчивого развития экономики, повышение уровня и качества жизни населения городского округа. В плане представлены инвестиционные проекты по диверсификации традиционных отраслей экономики (проекты ОАО «Промсинтез», ООО «Промперфоратор», ООО «Самарский завод ВВ»), а также - создание новых для городского округа Чапаевск отраслей экономики (проект компании «Делфай» по строительству производственного предприятия по сборке автомобильных жгутов проводов, проект ООО «Арго» по производству лекарственных препаратов). В 2011 году началась реализация инвестиционных проектов предприятий, входящих в комплексный инвестиционный план развития городского округа. В марте 2011 года завершилось строительство гипермаркета «Семейный магнит» (ЗАО «Тандер»), реализация которого позволила создать 174 постоянных и 28 временных рабочих мест. В рамках проекта компании ООО «Промперфоратор» («Механическое производство перфораторов и корпусов кумулятивных зарядов») создано 70 новых рабочих мест. Реализация комплексного инвестиционного плана в полном объеме позволила бы к 2015 году создать 2704 постоянных рабочих места. Градообразующим предприятием г. о. Чапаевск является ОАО «Промсинтез» - один из крупнейших производителей промышленных взрывчатых веществ и продукции промышленно-производственного назначения. Последствия кризиса сильно отразились на его деятельности. В 2011 году коэффициент загрузки производственных мощностей составил лишь 40,3%. Дефицит оборотных средств и низкий уровень финансовой устойчивости привел к росту ссудной и кредиторской задолженности в период убыточной деятельности предприятия. Среднесписочная численность сотрудников с 2304 человек в 2007 году сократилась до 1681 на конец 2011 года (6,7% от численности занятых в экономике городского округа). В настоящее время для преодоления последствий кризиса разработан план развития на период 2012 - 2014 гг., в котором представлены мероприятия по снижению внутренних издержек предприятия и инвестиционных проектов по строительству новых производств в размере 1433 млн руб. В комплексный инвестиционный план развития г. о. Чапаевск также вошел инвестиционный проект предприятия - строительство производства по глубокой переработке продуктов органического синтеза с внедрением отечественных инновационных технологий на площадке ОАО «Промсинтез», который позволит создать 140 новых рабочих мест. Выполнение всех намеченных мероприятий плана позволит предприятию увеличить выручку от продажи продукции, повысить уровень заработной платы сотрудников до 13,3 тыс. руб., а также - в полном объеме выплачивать налоги во все бюджетные и внебюджетные фонды. Последствия кризиса не могли не отразиться и на ситуации на рынке труда - произошел резкий рост безработицы. На некоторых предприятиях города по инициативе работодателей вводились режимы неполного рабочего времени, в том числе - на ОАО «Промсинтез», ОАО «Полимер», ОАО «ТЭК», ООО «Чапаевский силикатный завод», на некоторых, в т. ч. и самарских предприятиях, где работали жители г. о. Чапаевск, произошли значительные сокращения штата. Начиная с апреля 2010 г. ситуация на рынке труда стала улучшаться и на 01.01.2011 г. было зарегистрировано 928 безработных, на 01.01.2012 г. – 803 чел. Таким образом, уровень безработицы в начале года составил – 1,8%. На 12.07.2012 г. он снизился уже до 1,4% (629 безработных). Ситуация на рынке труда на сегодня стабилизировалась, но некоторые проблемы еще остаются. В связи с планируемой реализацией инвестиционного проекта строительства производственного предприятия по сборке автомобильных жгутов-проводов может возникнуть вопрос по переподготовке кадров для завода «Делфай». Существует постоянный дефицит врачей всех специализаций, медицинских сестер, воспитателей, а также - квалифицированных специалистов рабочих профессий: механиков, электромонтеров, электрогазосварщиков... По-прежнему специфической особенностью рынка труда г. о. Чапаевск является высокий уровень маятниковой миграции: около 12 тыс. жителей трудятся за пределами города.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ безработицы невозможно без участия работодателей. Число работодателей, с которыми взаимодействует служба занятости, постоянно растет. Собственные доходы местного бюджета составляют около 200 млн руб., дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета - 130 млн руб. Поступления налоговых платежей от оборонных организаций составляют около 16 млн руб. в год, и большинство из них имеют задолженности по налоговым платежам. Причинами являются отсутствие полной загрузки предприятий оборонным заказом и недостаточное финансирование содержания мобилизационных мощностей. Возможность взыскания задолженности через арест имущества и процедуру банкротства затруднена в связи с особым статусом данных предприятий.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ городского округа целесообразно: - упростить процедуру согласования размещения новых производств в зданиях, неиспользуемых в производственном процессе предприятий ВПК более 10 - 15 лет, что позволит повысить инвестиционную привлекательность города и привлечь инвесторов для организации новых производств и создания рабочих мест; - разработать в пол-ном объеме подзаконные акты, регламентирующие все аспекты применения закона Самарской области от 07.12.2011 № 140-ГД «О государственной поддержке монопрофильных городских округов Самарской области»; - принять федеральный закон об инвесторах, реализующих инвестиционные проекты любой стоимости на территории малых и средних моногородов Российской Федерации, по аналогии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»; - поддержать на федеральном уровне инициативы регионов по формированию в моногородах свободных промышленных площадок для предоставления инвесторам путем включения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры в федеральные целевые программы. Со своей стороны администрация городского округа предоставляет льготы по земельному налогу (налоговая ставка в размере 0,265% от кадастровой стоимости земли в отношении земельных участков, занятых промышленными предприятиями) и арендной плате за использование земельных участков в городском округе (в зависимости от вида инвестиций коэффициент от 0,0001 до 0,05). Данные мероприятия позволят решить огромный комплекс городских проблем. Что касается охраны труда, то в 2007 году на наших предприятиях было 25 служб охраны труда. За минувшие годы их число увеличено в два с лишним раза. Теперь на предприятиях города действуют уже 52 такие службы. Всего этим важным делом на постоянной основе занимается 66 человек. Постоянно проводится анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории города. Особое внимание службы охраны труда уделяют аттестации рабочих мест. На 1 января 2011 года аттестацией занимались 30 городских организаций, на 1 января 2012 года их стало 42. С 2007 года было аттестовано 3045 рабочих мест, на которых занято 4433 работника, из которых женщин - 2455 человек. Всего с 2007 года аттестацией было подтверждено наличие вредного класса на 2504 рабочих местах. За первое полугодие 2012 года к проведению аттестации приступили более 20 организаций. Вопросы занятости населения и охраны труда, особенно важны для монотерриторий и находятся под постоянным, пристальным вниманием администрации городского округа, профсоюзных организаций и работодателей, поскольку решение данных вопросов позволяет создать наиболее благоприятный климат и условия труда в городском округе.

ПО ИТОГАМ СОВЕЩАНИЯ в целях эффективного решения вопросов содействия занятости населения в мотерриториях главам городских округов и муниципальных районов рекомендовано: усилить работу по привлечению безработных и несовершеннолетних граждан к участию в социально значимых мероприятиях, с выделением им заработной платы из средств местных бюджетов; обеспечить в приоритетном порядке предпринимателей из числа бывших безработных граждан муниципальным целевым имуществом; оказывать содействие в реализации произведенных товаров (услуг) предпринимателям из числа бывших безработных граждан. Для обеспечения безопасных условий труда работающего населения главам городских округов и муниципальных районов рекомендовано привести муниципальные целевые программы улучшения условий и охраны труда в соответствие с Типовой программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации, а также обеспечить их финансирование за счет средств местных бюджетов. Кроме того, в данных программах в обязательном порядке должны быть предусмотрены мероприятия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в муниципальных учреждениях.

Сергей ЧИГРИНЕВ. 

Фото автора.

Комментарии (0)