Газета г. Чапаевска Самарской области
Газета для тех, кто любит свой город
Главная Экономика ОТ ДОТАЦИЙ К СТИМУЛИРУЮЩИМ СУБСИДИЯМ

ОТ ДОТАЦИЙ К СТИМУЛИРУЮЩИМ СУБСИДИЯМ

17 октября 2012 года

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И НЕДОИМКИ

Руководитель финансового управления администрации г. о. Чапаевск В. В. ЗОЛИН доложил об основных мероприятиях, направленных на увеличение налогового потенциала и на сокращение недоимки по налогам в бюджет городского округа.

Есть программа совместных действий исполнительной власти г. о. Чапаевск, правоохранительных, контролирующих и иных органов по усилению налоговой дисциплины на территории городского округа Чапаевск, обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в городской бюджет и развитию налоговой базы на 2011-2013 годы.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - главный в системе налогообложения населения и основной источник в формировании доходной части городского бюджета. Бюджетом на 2012 год предусмотрено поступление НДФЛ в городскую казну в размере 156,7 млн руб., доля в собственных доходах составляет 63,2%.

В настоящее время схема взимания налога на доходы физических лиц является более проработанной по сравнению с другими налогами и не требует больших корректировок. Основной проблемой при взимании данного налога является большая доля неофициально выплачиваемой заработной платы.

Администрация городского округа участвует в работе межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения, в том числе «теневой части» заработной платы, совместно с МИ ФНС России № 16, выявляет задолженность по налогу на доходы физических лиц и требует своевременной уплаты данного налога. Результатом является рост официально выплачиваемой заработной платы – он доведен до уровня прожиточного минимума.

Проведена работа с организациями, выплачивающими в 2011 году своим работникам заработную плату ниже минимального размера оплаты труда либо ниже средней по их основному виду экономической деятельности. Эта работа будет проводиться ежеквартально.

Актуальной остается и задача взыскания недоимки по налогу с должников городского бюджета. В силу экономических особенностей крупные предприятия неплательщики ФКП «Чапаевский механический завод» (8,3 млн руб.), ОАО «Полимер» (8 млн руб.) и ОАО «Промсинтез» (31 млн руб.) не в состоянии погасить сложившуюся у них задолженность. В результате этого бюджет города на 25.09.2012 г. недополучил 47,2 млн руб. В этих целях необходимо активизировать работу комиссии по укреплению налоговой дисциплины и легализации налоговой базы.

Также планируется проведение мероприятий по привлечению граждан, занимающихся продажей или сдачей в аренду жилья и нежилых помещений, к уплате налога на доходы физических лиц по отдельным планам, сформированным МИ ФНС России №16 по Самарской области совместно с финансовым управлением администрации г. о. Чапаевск.

Имеется еще один источник формирования доходов местного бюджета - единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Министерством управления финансами Самарской области было предложено органам местного самоуправления устанавливать экономически обоснованные коэффициенты К2. Значение корректирующего коэффициента К2, применяющегося при исчислении налогооблагаемой базы по ЕНВД на 2012 год, доведен до экономически обоснованного уровня, с установлением зависимости его значения от наличия в ассортименте реализуемой продукции - алкогольных изделий, которые являются высокодоходными. Новый вид деятельности «Реализация товаров с использованием торговых автоматов», также способствует дополнительным поступлениям в бюджет.

Отдельные мероприятия, проведенные с целью анализа полноты учета плательщиков ЕНВД в налоговых органах, показали, что данная работа может быть оптимизирована. Так, финансовым управлением проведен мониторинг подачи «нулевых» деклараций плательщиками ЕНВД, который выявил их значительное количество в городском округе.

В результате проведенной работы количество налогоплательщиков, представляющих «нулевые» декларации по ЕНВД за IV квартал 2011г., по сравнению с III кварталом сократилось на 55,8%. В 2012 году также наблюдается сокращение числа налогоплательщиков, представляющих «нулевые» декларации по ЕНВД.

26 января и 7 июня 2012 г. состоялись совместные с МИ ФНС № 16 заседания по выяснению обстоятельств представления «нулевых» деклараций по ЕНВД налогоплательщиками, проведена разъяснительная работа с приглашенными индивидуальными предпринимателями. В результате 12 налогоплательщиков были сняты с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя. Данные заседания планируются проводить ежеквартально.

Отделом торговли, транспорта, связи и поддержки малого предпринимательства администрации городского округа Чапаевск проводится работа с администрациями рынков по получению перечня арендаторов с указанием паспортных данных, ИНН для контроля налоговыми органами за уплатой ЕНВД.

Несмотря на то, что налог на имущество физических лиц является незначительным налоговым источником доходной части городского бюджета (доля этого налога в налоговых и неналоговых доходах бюджета составляет 1,0%), финансовое управление администрации г. о. Чапаевск уделяет серьезное внимание сокращению недоимок в бюджет. Если говорить о налоге на имущество физических лиц, то тут немаловажно своевременное начисление налога и рассылка налоговых уведомлений налогоплательщикам. Но определенные вопросы с начислением налога в налоговой инспекции по корректировке электронной базы собственников имущества (юридических и физических лиц) все же остаются.

Действует комиссия по работе с неплательщиками в местный бюджет.

Неплательщики приглашаются на заседания, рассылаются письма-предупреждения о необходимости уплаты налогов в бюджет. Такие мероприятия обеспечивают дополнительные поступления в бюджет.

 

РЕЗЕРВЫ ЕСТЬ

О формировании налоговой базы по местным налогам доложил руководитель КУМИ А. Е. ОВЧИННИКОВ.

Что же делается для увеличения налоговых поступлений?

1. Приняты меры стимулирующего характера для постановки на учет незарегистрированных строений, которые фактически введены в эксплуатацию, но по документам являются строящимися объектами. В соответствии с утвержденной методикой расчета арендной платы установлены корректирующие коэффициенты сроков строительства, непосредственно влияющие на сумму арендной платы и создающие условия, при которых становится невыгодным и нецелесообразным содержание земельного участка в стадии строительства.

2. Для увеличения налогового потенциала городского округа и расширения налоговой базы проводится систематическая работа по ускорению темпов приватизации жилых объектов на территории города с привлечением всех заинтересованных органов государственной власти. Активизирована работа по приватизации муниципальной собственности (в том числе исполнение норм 159-ФЗ - реализация преимущественного права арендатора на приобретение арендованного объекта), что также создает «новые» объекты налогообложения. Основной источник пополнения налоговой базы по местным налогам - земельный налог. Практика показывает, что основной проблемой при взимании земельного налога является отсутствие в государственном земельном кадастре необходимой информации о собственниках (владельцах, пользователях) земельных участков, права на которые были зарегистрированы до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Неоднозначность определения вида разрешенного использования по ряду земельных участков вызывает затруднения при расчетах величины налогового платежа.

Данные факты свидетельствуют о необходимости принятия мер по формированию актуальной и достоверной базы данных государственного земельного кадастра как со стороны органов государственной власти, так и со стороны органов местного самоуправления. В этой связи администрацией г. о. Чапаевск в рамках информационного взаимодействия с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, Инспекцией Федеральной налоговой службы проводятся действия по уточнению целевого использования земельных участков. С ФНС России № 16 по Самарской области заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым в адрес налоговой службы направляются сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.

В 2011 - 2012 годах органами местного самоуправления проведена работа по выверке данных земельного кадастра. Проведен анализ 23900 земельных участков на наличие и соответствие установленным требованиям следующих реквизитов: адрес земельного участка, категория земель, разрешенное использование земельного участка, кадастровая стоимость. Выявлено 962 земельных участка с отсутствием (несоответствием) кадастровых данных. По данным земельным участкам направлена соответствующая уточняющая информация для внесения изменений в ГКН.

Одним из этапов работы по увеличению налоговой базы земельного налога является работа органов местного самоуправления по формированию земельных участков под домами многоэтажной застройки, что позволит впоследствии передавать данные земельные участки в собственность членам товариществ собственников жилья и взимать с них земельный налог. КУМИ проводится работа по кадастровому учету земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Если в 2010 году было учтено 13 участков, то на сегодняшний день уже около 20% от общего количества (14,1га), т. е. этот процесс смогли активизировать. Необходимо отметить тот факт, что данная работа имеет низкую экономическую эффективность при больших единовременных затратах.

Комитетом ведется разъяснительная работа с населением по вопросам проведения упрощенного порядка оформления гражданских прав на отдельные объекты недвижимости в соответствии с 93-ФЗ, что должно провести к расширению налогооблагаемой базы по местным налогам.

Так, по «дачной амнистии» оформлено: 2006 – 2009 годы – 921, 2010 год – 398, 2011 год – 188 участков. Всего-1507 объектов общей площадью 186,72 га.

Данная работа также перекликается с административной реформой, в рамках проведения которой реализован проект по созданию многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

В соответствии с Земельным кодексом переоформление права постоянного (бессрочного) пользования ограничено сроком 01.07.2012. Площадь земельных участков права постоянного (бессрочного) пользования, которые подлежат переоформлению в городском округе Чапаевск, составляет 10207,13 га. Площадь земельных участков на правах постоянного (бессрочного) пользования, подлежащих переоформлению в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», составляет 537,103 га. В связи с этим комитетом направлены уведомления о необходимости переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в установленный срок. В настоящее время в стадии оформления находятся два земельных участка (ОАО «Полимер», ОАО «Картель»).

Большая работа проводится по увеличению неналоговых доходов.

В 2011г. получено доходов от использования муниципального имущества - 29 697 тысяч рублей при плане 26 600 тысяч.

В 2011 году и 8 месяцев 2012 года проведена значительная работа по повышению уровня поступлений в бюджет неналоговых платежей. И на 1.09.2012 достигнуты следующие показатели по доходам в бюджет: получено доходов от использования муниципального имущества – 36 604 тысячи рублей при плане 32 730 тысячи, в том числе: доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки – 17 498 тысяч рублей, доходы от сдачи в аренду муниципального имущества – 3 883 тысяч. рублей, доходы от реализации имущества – 1 733 тысяч рублей, доходы от продажи земельных участков – 13 342 тысяч рублей.

Для осуществления контроля за поступлением доходов от сдачи в аренду имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и сокращения задолженности по арендной плате за использование муниципального имущества ежеквартально проводится анализ существующей базы, договоров аренды муниципального имущества, земельных участков юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей с целью выявления неплательщиков.

По результатам проведенного анализа организована работа по взысканию задолженности в судебном порядке. Комитетом направлено 26 претензий по взысканию арендной платы и пени. За земельные участки на сумму 19 282 тыс. рублей; 12 претензий по взысканию арендной платы за недвижимое имущество на сумму 374 тыс. рублей. Направлено в суд 12 исков на сумму 19 282 тыс. рублей, дела рассмотрены, взыскано 19 282 тыс. руб.

Проводимая работа позволила сохранить объем доходов по этой статье, полученных в 2011году. Фактические поступления, получаемые в виде арендной платы за земельные участки составили 2010 год - 12,6 млн, 2011 - 13,6 млн, 2012 (8мес.) - 17,5 млн рублей.

Результаты всей этой работы при условии согласованных действий позволят выявить и использовать резервы увеличения доходов местного бюджета.

 

ЧТО ЗА ЦИФРАМИ

С докладом по увеличению налогового и неналогового потенциала в бюджет г. о. Чапаевск выступил руководитель департамента строительства администрации г. о. А. Н. ПОНОМАРЕВ.

По соглашению о взаимодействии с Управлением Росприроднадзора по Самарской области проводится работа по постановке на учет, проверке платежей, своевременности оплаты платежей предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В результате проведенной работы с задолжниками в 2011 году общая сумма платежей за негативное влияние на экологическую среду от всех предприятий городского округа составила 7,45 млн рублей, 40% от данной суммы, а именно 2983,21 тыс. рублей поступило в бюджет городского округа Чапаевск. По сравнению с 2010 годом общая сумма платежей за негативное влияние на окружающую среду возросла на 24%.

Сумма платежей за негативное влияние на окружающую среду, поступившая в бюджет г. о. Чапаевск за 1 полугодие 2012 года, составила 1448,5 тыс. рублей при годовом плане 1800 тыс. рублей.

В 2012 году составлено 3 протокола об административном правонарушении по ст. 10.4 Закона Самарской области от ноября 2007 № 15- ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». Сумма наложенного штрафа в размере 10 тыс. рублей поступила в бюджет городского округа Чапаевск. В ходе реализации государственной политики в сфере градостроительства, на основании постановления правительства Самарской области № 834 от 19.12.2011г. и в соответствии со свидетельством о допуске к определенному виду работ от 30.03.2012 г. департаментом строительства администрации городского округа Чапаевск осуществляется строительный контроль по следующим объектам: • капитальный ремонт многоквартирных жилых домов по городскому округу Чапаевск на 2012г. (заключены договора с заказчиками, осуществляющими капитальный ремонт 23-х жилых домов) на общую сумму 1 109, 4 тыс. руб. • подготовлен пакет документов по осуществлению строительного контроля по многоквартирному жилому дому по ул. Медицинская, 9 на общую сумму 220 тыс. руб. Заключен договор уступки права требования (цессии) по выплате задолженности с ОАО «Полимер», на сумму 396 тыс. руб. В счет данного договора в бюджет городского округа Чапаевск поступило 200 тыс. руб. В 3-м квартале ожидается поступление денежных средств в сумме 196 тыс. руб. Таким образом, по состоянию на 25.09.2012 г. в бюджет поступили денежные средства в размере 1683,5 тыс. рублей. Ожидается поступление до конца 2012 года в сумме 1881,9 тыс. рублей.

Заслушав вышеприведенные доклады, Чапаевская городская трехсторонняя комиссия рекомендовала руководителю финансового управления администрации г. о. Чапаевск В. В. Золину, руководителю КУМИ А. Е. Овчинникову продолжить работу с предприятиями-должниками в местный бюджет по погашению задолженности. Результаты выполнения данного решения обсудить в первом квартале 2013 года.

 

Сергей ЧИГРИНЕВ.

Комментарии (1)
Дмитрий, 24.11.2013 в 20:26

Такая практика значительно лучше...