«МЫ НАЧИНАЕМ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА»
- Виктор Викторович, какова цель этого экономического эксперимента?
- Система стимулирующих надбавок впервые введена на территории Самарской области по предложению губернатора Н. И. Меркушкина и нового состава областного правительства. Она действует в Республике Мордовия в течение 16 лет и дает положительные результаты. Цель - дополнительное стимулирование муниципалитетов на достижение конечных результатов, повышение качества управления муниципальными финансами. Стимулирующие субсидии - это деньги из областного бюджета, которые могут помочь муниципальным образованиям в самых разных направлениях развития своих территорий. Но размер субсидий будет напрямую зависеть от выполнения определенных социально-экономических показателей.
Региональное министерство разработало нормативно-правовую базу и систему показателей, определило размеры этих показателей и согласовало с муниципалитетами. Для городских округов установлено 10 показателей. Ежемесячно производится отчетность по таким показателям: объем отгруженных товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»; темп роста ежемесячной номинальной заработной платы; уровень зарегистрированной безработицы относительно населения в трудоспособном возрасте; объем поступления в местный бюджет собственных доходов, за исключением безвозмездных поступлений и доходов от продажи материальных и нематериальных активов; отсутствие просроченной кредиторской задолженности местного бюджета.
Ежеквартально: объем внебюджетных инвестиций в основной капитал; оборот розничной торговли; доля реализованной на территории муниципального образования алкогольной продукции, произведенной на территории Самарской области, в общем объеме алкогольной продукции, реализованной на территории муниципального образования.
По итогам года учитываются степень обеспеченности общедомовыми приборами учета многоквартирных домов относительно общего жилого фонда и общая площадь ввода жилья.
В свою очередь мы провели разъяснительную работу в городском округе среди руководства предприятий и организаций, предпринимателей и служб, от которых зависит конечный результат, а соответственно и объем получаемых субсидий. Разработан и принят коллегией администрации городского округа Чапаевск план мероприятий по достижению социально-экономических показателей, оцениваемых при предоставлении из областного бюджета субсидий местным бюджетам, на 2013 год.
- Подведены первые итоги выполнения муниципалитетами показателей за январь 2013 года. Удался ли первый шаг для Чапаевска?
- За первый месяц года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил 300.276 тыс. рублей, что по отношению к прописанному значению этого показателя составило 103%. Каждый показатель имеет свой удельный вес. При перевыполнении он повышается, при невыполнении - снижается. На первом показателе мы заработали 20 баллов.
Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,3 при плане 1,6. На этом заработали еще 10 баллов.
Январское задание по объему поступлений собственных доходов в местный бюджет не выполнено (вместо 22.035 тыс. поступило 16.987 тыс. рублей). Это объясняется тем, что ФКП «Чапаевский механический завод», ФКП «ПГБИП», ОАО «Полимер» до сих пор не получили госзаказа и финансирование для них не открыто. Однако уже сейчас известно, что в феврале при плане 17.779 тыс. городской бюджет пополнился 20.887 тыс. рублей собственных доходов. И это при том, что только ФКП «ПГБИП» выплатил свои налоги. Потенциально мы способны заполнить этот пробел по итогам первого квартала.
Учет выполнения показателей идет следующим образом: первые два месяца квартала - по каждому месяцу отдельно, за последний месяц квартала - с начала года. Это дает возможность в случае срыва месячного задания по какому-либо показателю устранить его по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев и года.
С учетом отсутствия просроченной кредиторской задолженности в январе мы заработали еще 15 баллов.
Итоги выполнения показателя роста заработной платы, которые обрабатываются в областной статистике, еще не подведены. Тем не менее уже можно сказать, что по итогам января городской округ заработал 11.207,9 тыс. рублей субсидий из областного бюджета, хотя при выполнении всех показателей мог бы получить на 284,6 тыс. рублей больше.
Деньги перечисляются в течение месяца. И сразу же распределяются по статьям расходов.
- И как они используются?
- В основном для покрытия расходных обязательств городского бюджета. В первую очередь - на укрепление материально-технической базы социально-культурной сферы, повышение уровня заработной платы работников культуры. Не менее важно для городского округа расширение возможности участия в различных федеральных и региональных программах. Ежегодно мы участвуем не менее чем в 30 различных программах. Однако объем выделяемых средств зависит от уровня участия в софинансировании городского бюджета. А это составляло не менее 5% от общей суммы заказа. Стимулирующие средства намечено направить на увеличение объемов нашего участия в программах переселения из ветхого и аварийного жилья, строительство нового жилья, капитального ремонта многоквартирных жилых домов и дорог, благоустройство, что наиболее важно для горожан. В свою очередь это будет способствовать выполнению годовых показателей по вводу общей площади жилья и установке общедомовых приборов учета.
- А каковы прогнозы в отношении других показателей ?
- Больше всего сомнений у нас вызывает выполнение показателя по темпам роста заработной платы по крупным и средним предприятиям, т. к. в прошлом году был поднят базовый уровень заработной платы по городскому округу на 15%. В этом вопросе нам нужно занимать жесткую, поступательную позицию. Кроме того, вопросы повышения заработной платы на крупных и средних предприятиях постоянно находятся под контролем городской трехсторонней комиссии.
Предстоит немало поработать и для выполнения показателя доли оборота алкогольной продукции самарских производителей, реализованной на территории городского округа. Это предусматривает прежде всего меры по сокращению оборота контрафактной алкогольной продукции. Недавно глава городского округа Д. В. Блынский провел совещания по этому вопросу с руководителями торговых предприятий, реализующих алкогольную продукцию, представителями О МВД России и прокуратуры. Мы заинтересованы в выполнении этого показателя, потому что основная часть поступлений от такой торговли в областной бюджет возвращается муниципалитетам.
Выполнению показателя по привлечению внебюджетных инвестиций в основной капитал будет способствовать присвоение Чапаевску статуса моногорода, создающего инвестиционную привлекательность городскому округу.
Ввод в эксплуатацию гипермаркета «Магнит» в основном решил на ближайшее время проблемы с выполнением показателя по обороту розничной торговли.
- Итак, подведем первые итоги...
- Первые итоги обнадеживают. Мы начинаем сами зарабатывать на развитие городского округа. Это реальный показатель замены прежде существующей точечной финансовой поддержки единичных муниципальных образований системой равных возможностей получения субсидий по итогам конкретной работы. Однако при этом необходимо учитывать, что пока идет процесс становления системы стимулирования. Поэтому выданные плановые цифры показателей будут уточняться с учетом реальных возможностей муниципальных образований.
Теперь важно достичь понимания, что объем получаемых в местный бюджет субсидий зависит от результатов деятельности всех, кто ведет хозяйственную деятельность на территории городского округа.
Беседовал Сергей ЧИГРИНЕВ.
- О здоровье, а также - доступности и качестве медицинской помощи
- Глава г. о. Чапаевск Д. В. Блынский: Развитие города зависит от роста населения
- СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ - ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ
- НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА
- ИЗ БОКСА - В ТАНЦЫ!
- НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ
- МАМОНТ ИЗ СЕМЬИ СЫРОМЯТНИКОВЫХ
- Все интервью